Glossary of terms used on this site

There are 31 entries in this glossary.
Search for glossary terms (regular expression allowed)

Glossaries

Term Main definition
Ананда

А́нанда или Ананда́ (санскр. आनन्द, Ānanda IAST и пали Ānanda, букв. «счастье», «радость», кит. Анань, Ананьто, Хуан-си) — один из главных учеников Будды Шакьямуни, часто называемый Хранителем Дхармы. В течение 25 лет был личным помощником Будды.

Author - Бурундук
Просмотры - 74
Архат

Архат: Архат — в буддизме — человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений». Архат (лат. Siraitia grosvenorii) — растение, многолетняя лиана семейства Тыквенные. Архат — село в Абайском районе Восточно-Казахстанской области Казахстана.

Author - Бурундук
Просмотры - 63
асура

Áсуры (от санскр. и пали «असुर» (asura IAST), тиб. ལྷ་མ་ཡིན་ (lha.ma.yin), кит. 阿修羅/阿修罗 (āxiūluo)) — в индуизме божества низкого ранга, иногда называются демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к сурам, богам индуизма, аналогично оппозиции «боги—титаны» или «боги—гиганты» в древнегреческой мифологии. В зороастризме же — всё наоборот. Асуры там объявляются богами, дэвы — демонами. В ведийский период слово «асура» означало, скорее всего, «обладающий жизненной силой» (к слову asu («жизненная сила») возводил этимологию М. Майрхофер). В «Ригведе» асурами называют многих богов — Савитара, Агни, Митру, Варуну, Сурью и других. В буддизме асуры употребляются в контексте, отличном от индуистского, и по-другому интерпретируются.

Author - Бурундук
Просмотры - 56
Благословенный

Бхагава́т, бхагаван (санскр. भगवान्, bhagavān IAST «господин, владыка») — в индуизме имя-эпитет высших божеств, прежде всего Вишну и его аватар (Кришна и др.) . В буддизме этим титулом называют Гаутама Будду. Также бхагават было и остаётся в Индии формой вежливого обращения к почитаемому лицу (богу, святому, царю и др.), вроде русского «господин». Бхагава́ти (bhágavati «Владеющая счастьем») — женский род от «бхагават», используется как эпитет Лакшми.

Author - -
Просмотры - 194
Брахма

Бра́хма, уст. также Бра́ма; санскр. ब्रह्मा, Brahmā IAST) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати.

Author - Бурундук
Просмотры - 69
Ваю

Ваю́ (санскр. वायु — «ветер», «воздух») — индуистский бог воздушного пространства и ветра, отец Марутов. Другое имя — Vàta, от того же корня, родственно германскому слову Вотан. То же, что Павана. Соответствует второй из пяти «элементов» (стихий). Находясь в теле, Ваю осуществляет в нём течение жизненных токов (пран).

Author - Бурундук
Просмотры - 52
Виная

Вина́я (пали, санскр. विनय, «дисциплина, правила») — свод правил и распорядка буддийской монашеской общины (сангхи), зафиксированный в канонических сочинениях. В основе винаи лежит система правил пратимокши (санскрит), или патимоккхи (пали). По мере возникновения новых направлений буддизма образовались различные варианты винаи, соответствующие этим направлениям. Виная тхеравады принята в Шри-Ланка, Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде, состоит из 227 правил для бхикшу (монахов-мужчин) и 311 правил для бхикшуни (монахинь). Буддисты Китая, частично Японии и Кореи следуют винае школы дхармагуптака с 250 правилами для монахов и 348 для монахинь. Буддисты Тибета и частично Японии следуют винае муласарвастивады с 253 правилами для монахов и 354 для монахинь.По причине необычайной важности Винаю иносказательно называют «Основой Дхармы».

Author - Бурундук
Просмотры - 95
гандхарва

Гандха́рвы (санскр. गन्धर्व, gandharva IAST, «благоуханный») — класс полубогов в индуизме. Гандхарвы описываются в «Махабхарате», «Рамаяне» и Пуранах как мужья или возлюбленные апсар, как певцы и музыканты, услаждающие девов. Гандхарвы дали название древнеиндийской теории музыки («Гандхарва-веда») и одному из видов брака (брак гандхарва — добровольный союз девушки и жениха без одобрения родителей). В эпосе они также выступают и как воины, вооружённые луками, которые иногда могут быть враждебны людям. Данная мифологема, возможно, восходит к общеиндоевропейской эпохе, о чём свидетельствуют параллели в мифологиях других индоевропейских народов (например, памирские жиндуры, греческие кентавры). В «Ригведе» упоминается только один гандхарва — хранитель сомы, иногда отождествляемый с сомой, супруг «женщины вод» (апсарас); от него и апсарас рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями. Гандхарва пребывает в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом. Иногда он выступает как демон, враждебный Индре. В «Атхарваведе» число гандхарвов достигает нескольких тысяч, они — вредоносные духи воздуха, лесов и вод. В «Шатапатха-брахмане» гандхарвы похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Вач. Различно трактуется происхождение гандхарвов: согласно «Вишну-пуране», они возникли из тела Брахмы, когда однажды он пел; «Харивамша» называет их отцом внука Брахмы — Кашьяпу, а их матерями — дочерей Дакши (Муни, Прадха, Капила и Аришта). Пураны и эпос упоминают многих царей гандхарвов, среди которых наиболее значительны Читраратха, Сурьяварчас, Вишвавасу и риши Нарада. Также часто упоминаются гандхарвы Тумбуру и Читрасена. В царствование Вишвавасу, по пуранической легенде, возникла вражда между гандхарвами и нагами: сначала гандхарвы проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать гандхарвов и возвратить свои богатства.Большую роль в мифологии гандхарвов играют кони. Гандхарвы возят бога Куберу, являясь при этом наполовину конями, наполовину птицами. Цари гандхарвов приводят в качестве подарков лошадей; в эпосе часто говорится о стране гандхарвов (Гандхарва-деша), славящейся конями. Эта местность отождествляется многими историками с Гандхарой (Гандхара-деша), которая была прославленным центром коневодства.Есть гандхарвы женского рода — красивые и гармоничные гандхарви, возглавляемые абстрактной Гандхарви или прародительницей коней.

Author - Бурундук
Просмотры - 64
Гаруда

Гару́да (санскр. गरुड, Garuḍa IAST, тиб. Khyung, Mkha` lding) — мифический царь птиц в индуистской и в буддийской традиции, получеловек и полуптица. В индуизме ездовая птица солнечной природы (вахана) бога Вишну. В буддизме Ваджраяны Гаруда — идам, один из символов просветлённого ума. История происхождения Гаруды и мифы о нём изложены в «Махабхарате», «Сканда-пуране» и «Шримад Бхагаватам». Гаруде посвящён ряд текстов, в частности, «Гаруда-упанишада» и «Гаруда-пурана». В мифе о пахтании океана богами и демонами Гаруда является похитителем амриты у нагов, хтонических демонов-змеев, своих врагов. В индуизме Гаруда является одним из трёх второстепенных божеств, культ которых сформировался уже в пост-ведийский период. Двумя другими аналогичными персонажами являются Ганеша и Хануман. В иконографической традиции Гаруда изображается как орел с человеческим туловищем. Среди других имён Гаруды значатся Гарутман (Garutmān), Гаганешвара (Gaganeśvara), Камаюша (Kamayuṣa), Кашьяпи (Kaṣyapī), Кхагешвара (Khageśvara), Нагантака (Nagāntaka), Ситанана (Sitānana), Судхахара (Sudhahara), Супарна (Suparṇa), Таркшья (Tarkṣya), Вайнатея (Vainateya), Вишнуратха (Viṣṇuratha). В иной раз Господь спустился с небес на крылах царь-птицы Гаруды, дабы спасти от смерти верного раба Своего — вожака слонов, коего в реке ухватил за ногу кровожадный крокодил.

Author - Бурундук
Просмотры - 63
граха

Навагра́ха (санскр. नवग्रह) — девять небесных тел (грах) в индийской астрономии и астрологии. Слово граха часто переводят как «планета», так как пять из Наваграх являются планетами: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. К наваграхам также принадлежат: Солнце, Луна, Раху (северный лунный узел) и Кету (южный лунный узел). Раху и Кету являются не небесными телами, а лунными узлами. Раху — это северный, или восходящий узел, в котором Луна, пересекая эклиптику, направляется вверх, в сторону Северного полюса Земли. Кету — это противоположный, южный или нисходящий узел, в котором Луна направляется вниз, к Южному полюсу. Каждая из Наваграх имеет свою персонифицированную форму в виде небесных существ, которым поклоняются как божествам. Главным божеством считается Сурья, при дворе которого находятся все остальные грахи. В ведической астрологии принято считать, что каждая из грах обладает определённой энергией и оказывает специфическое воздействие на человеческий ум. Энергии грах особым образом подключаются к человеческой ауре в момент рождения ребёнка. Эти энергетические связи остаются с человеком в течение всей его жизни. Через поклонение олицетворяющему каждую из грах божеству возможно улучшить аспекты жизни, за которые отвечают грахи в зависимости от своего положения в натальной карте. В Индии существует много храмов, посвящённых Наваграхам. Самые известные из них расположены в Гувахати (Ассам) и в Кумбаконам (Тамилнад).

Author - Бурундук
Просмотры - 70
дхарани

Дхарани (санскр. dharaṇī, ‘земля’) — в индийской позднейшей мифологии олицетворение земли; жена Парашурамы, шестого воплощения бога Вишну; у тайцев и лаоссцев это Пхра Мэ Тхорани. Дхарани (англ. Dhāraṇī) — в индуизме и буддизме мантра или мантры, священные стихи из «Ригведы». Нилакантха-дхарани — буддийская «Мантра великого сострадания», распространённая на многих языках в Азии.

Author - Бурундук
Просмотры - 379
Индра

И́ндра (санскр. इन्द्र), или Ша́кра (Śakra IAST — букв. могучий, сильный) — царь богов (дэвов) и повелитель небесного царства (Сварги) в ведизме, буддизме и индуизме. Индра — один из главных богов ригведийского пантеона, громовержец (бог дождя) и змееборец; бог войны, возглавляющий девов в их противостоянии асурам. Гимны «Ригведы» прославляют его как демиурга, поднимающего небо. Он освобождает из мрака Валы зарю (Ушас) и побеждает дракона Вритру. Подобно Зевсу, Индра совершает проделки, за которые порой несёт наказание. У Индры множество эпитетов. Его оружие — ваджра, а вахана — слон Айравата. Индра считается главным богом-покровителем варны кшатриев. Теоним Индра — общеарийский, он встречается в «Авесте» (Видэвдад) и гиндукушских верованиях. Этимология теонима не ясна — есть версии о его субстратном (среднеазиатском) и индоевропейском происхождении.

Author - Бурундук
Просмотры - 48
йоджана

Йоджана — базовая мера длины в ведийской литературе и Древней Индии. Используется в современном индуизме. Её величина в современных единицах, по данным разных источников, составляет 8-13 км. Согласно древнеиндийским астрономическим трактатам йоджана отражает взаимоотношения астрономического движения небесных светил и Земли. Также йоджану использовали в качестве меры длины в строительстве городов и при конном переходе запряженной лошади. Соответствие йоджаны современным мерам длины вычислял сотрудник Института Бхактиведанты, доктор математики Ричард Л. Томпсон.

Author - Бурундук
Просмотры - 49
киннары

Кинна́ры (санскр. किन्नर, kinnara IAST — букв. «небесная музыка») — полубожественные существа в индуизме, в поздний период отождествляемые с кимпурушами. Киннары описываются как люди, имеющие конские головы, или же как птицы с головами людей. Они ведут своё происхождение либо от Кашьяпы, либо от Брахмы. В частности, считается что киннары родились из стоп последнего. Эти существа входят в свиту бога Куберы; по роду занятий — небесные певцы и музыканты — сходны с гандхарвами.

Author - Бурундук
Просмотры - 70
мандала

Ма́ндала (санскр. मण्डल, maṇḍala IAST — круг, диск; тиб. དཀྱིལ་འཁོར, Вайли dkyil 'khor; монг. мандал?, ᠮᠠᠨᠳᠠᠯ?) — это замкнутая геометрическая система с равно удалёнными от центральной точки элементами. Также сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных и эзотерических практиках. Ма́ндала — название частей Ригведы.

Author - Бурундук
Просмотры - 94
Валюта и сумма:
Введите сумму:
руб.
счёт 410013126790670