Glossary of terms used on this site

There are 3 entries in this glossary.
Search for glossary terms (regular expression allowed)

Glossaries

Term Main definition
гандхарва

Гандха́рвы (санскр. गन्धर्व, gandharva IAST, «благоуханный») — класс полубогов в индуизме. Гандхарвы описываются в «Махабхарате», «Рамаяне» и Пуранах как мужья или возлюбленные апсар, как певцы и музыканты, услаждающие девов. Гандхарвы дали название древнеиндийской теории музыки («Гандхарва-веда») и одному из видов брака (брак гандхарва — добровольный союз девушки и жениха без одобрения родителей). В эпосе они также выступают и как воины, вооружённые луками, которые иногда могут быть враждебны людям. Данная мифологема, возможно, восходит к общеиндоевропейской эпохе, о чём свидетельствуют параллели в мифологиях других индоевропейских народов (например, памирские жиндуры, греческие кентавры). В «Ригведе» упоминается только один гандхарва — хранитель сомы, иногда отождествляемый с сомой, супруг «женщины вод» (апсарас); от него и апсарас рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями. Гандхарва пребывает в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом. Иногда он выступает как демон, враждебный Индре. В «Атхарваведе» число гандхарвов достигает нескольких тысяч, они — вредоносные духи воздуха, лесов и вод. В «Шатапатха-брахмане» гандхарвы похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Вач. Различно трактуется происхождение гандхарвов: согласно «Вишну-пуране», они возникли из тела Брахмы, когда однажды он пел; «Харивамша» называет их отцом внука Брахмы — Кашьяпу, а их матерями — дочерей Дакши (Муни, Прадха, Капила и Аришта). Пураны и эпос упоминают многих царей гандхарвов, среди которых наиболее значительны Читраратха, Сурьяварчас, Вишвавасу и риши Нарада. Также часто упоминаются гандхарвы Тумбуру и Читрасена. В царствование Вишвавасу, по пуранической легенде, возникла вражда между гандхарвами и нагами: сначала гандхарвы проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать гандхарвов и возвратить свои богатства.Большую роль в мифологии гандхарвов играют кони. Гандхарвы возят бога Куберу, являясь при этом наполовину конями, наполовину птицами. Цари гандхарвов приводят в качестве подарков лошадей; в эпосе часто говорится о стране гандхарвов (Гандхарва-деша), славящейся конями. Эта местность отождествляется многими историками с Гандхарой (Гандхара-деша), которая была прославленным центром коневодства.Есть гандхарвы женского рода — красивые и гармоничные гандхарви, возглавляемые абстрактной Гандхарви или прародительницей коней.

Author - Бурундук
Просмотры - 10
Гаруда

Гару́да (санскр. गरुड, Garuḍa IAST, тиб. Khyung, Mkha` lding) — мифический царь птиц в индуистской и в буддийской традиции, получеловек и полуптица. В индуизме ездовая птица солнечной природы (вахана) бога Вишну. В буддизме Ваджраяны Гаруда — идам, один из символов просветлённого ума. История происхождения Гаруды и мифы о нём изложены в «Махабхарате», «Сканда-пуране» и «Шримад Бхагаватам». Гаруде посвящён ряд текстов, в частности, «Гаруда-упанишада» и «Гаруда-пурана». В мифе о пахтании океана богами и демонами Гаруда является похитителем амриты у нагов, хтонических демонов-змеев, своих врагов. В индуизме Гаруда является одним из трёх второстепенных божеств, культ которых сформировался уже в пост-ведийский период. Двумя другими аналогичными персонажами являются Ганеша и Хануман. В иконографической традиции Гаруда изображается как орел с человеческим туловищем. Среди других имён Гаруды значатся Гарутман (Garutmān), Гаганешвара (Gaganeśvara), Камаюша (Kamayuṣa), Кашьяпи (Kaṣyapī), Кхагешвара (Khageśvara), Нагантака (Nagāntaka), Ситанана (Sitānana), Судхахара (Sudhahara), Супарна (Suparṇa), Таркшья (Tarkṣya), Вайнатея (Vainateya), Вишнуратха (Viṣṇuratha). В иной раз Господь спустился с небес на крылах царь-птицы Гаруды, дабы спасти от смерти верного раба Своего — вожака слонов, коего в реке ухватил за ногу кровожадный крокодил.

Author - Бурундук
Просмотры - 10
граха

Навагра́ха (санскр. नवग्रह) — девять небесных тел (грах) в индийской астрономии и астрологии. Слово граха часто переводят как «планета», так как пять из Наваграх являются планетами: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. К наваграхам также принадлежат: Солнце, Луна, Раху (северный лунный узел) и Кету (южный лунный узел). Раху и Кету являются не небесными телами, а лунными узлами. Раху — это северный, или восходящий узел, в котором Луна, пересекая эклиптику, направляется вверх, в сторону Северного полюса Земли. Кету — это противоположный, южный или нисходящий узел, в котором Луна направляется вниз, к Южному полюсу. Каждая из Наваграх имеет свою персонифицированную форму в виде небесных существ, которым поклоняются как божествам. Главным божеством считается Сурья, при дворе которого находятся все остальные грахи. В ведической астрологии принято считать, что каждая из грах обладает определённой энергией и оказывает специфическое воздействие на человеческий ум. Энергии грах особым образом подключаются к человеческой ауре в момент рождения ребёнка. Эти энергетические связи остаются с человеком в течение всей его жизни. Через поклонение олицетворяющему каждую из грах божеству возможно улучшить аспекты жизни, за которые отвечают грахи в зависимости от своего положения в натальной карте. В Индии существует много храмов, посвящённых Наваграхам. Самые известные из них расположены в Гувахати (Ассам) и в Кумбаконам (Тамилнад).

Author - Бурундук
Просмотры - 12