Glossary of terms used on this site

There are 6 entries in this glossary.
Search for glossary terms (regular expression allowed)

Glossaries

Term Main definition
дакини

Дáки́ни (санскр. डाकिनी, ḍākinī IAST; тиб. མཁའ་འགྲོ mkha' 'gro; монг. дагина; кит. 空行母) — в кашмирском шиваизме и тантрическом буддизме женские духи, носительницы тайных учений. Это просветленные энергии, богини. Т.к. они развивались по пути тантрических и других мистический практик, которым покровительствует богиня Кали, то, соответственно, и дакини — тоже являются гневными божествами, как и богиня Кали. Изображаются в устрашающем виде, из-за чего некоторые воспринимают их как "демонические", "темные" существа.

Author - Бурундук
Просмотры - 70
дхарани

Дхарани (санскр. dharaṇī, ‘земля’) — в индийской позднейшей мифологии олицетворение земли; жена Парашурамы, шестого воплощения бога Вишну; у тайцев и лаоссцев это Пхра Мэ Тхорани. Дхарани (англ. Dhāraṇī) — в индуизме и буддизме мантра или мантры, священные стихи из «Ригведы». Нилакантха-дхарани — буддийская «Мантра великого сострадания», распространённая на многих языках в Азии.

Author - Бурундук
Просмотры - 110
Дхарма

Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п. Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в соответствии с нормами дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида. Дхарма, в своём общем значении, по мнению ряда религиоведов, имеет определённое сходство с дао и даосизмом. Речь идёт о безличном начале Бытия, о Бытии в высшем смысле слова. Антонимом дхармы является адхарма. Символ дхармы в буддизме и некоторых направлениях индуизма — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.

Author - Бурундук
Просмотры - 29
дхармадхату

Дхармадхату (санскр. धर्मधात , кит. «Фа Цзе», тиб. chos-kyi-dbyings) — букв. «миры (сферы) дхарм», пространство всех явлений. Дхармадхату стал базовым понятием для ряда направлений китайского буддизма. В раннем буддизме под ним понимался один из видов «объективного» — дхармы в качестве объекта восприятия «ума», или «рассудка». В махаяне термин Фа Цзе приобрел более широкое значение: совокупность дхарм во всех «мирах» буддийской космологии; космическое «тело Будды» («тело Закона», фа шэнь) — истинная сущность и субстрат всего универсума.Обе эти интерпретации сводились к одной в махаянской доктрине тождества сансары (лунъхуэй), то есть феноменального мира и истинносущего — нирваны (непань): все дхармы феноменального мира рассматривались в качестве акцидентальных проявлений нирваны или универсального «тела Будды». Это значение Фа Цзе стало основным для школ китайского буддизма. В учении школы Тяньтай под «мирами дхарм» понимаются десять уровней (состояний) живых существ: шесть миров сансары — ад (ди юй), мир «голодных духов» (э гуй), животных, человека, воинственных демонов-асуров (асюло), богов-дева (тянь жэнь), и четыре мира просветленных существ — последователей хинаяны (шраваков, шэн вэнь), «будд для себя» (пратьекабудды, юань цзюэ фо), бодхисаттв, будд. Мир будд, будучи единственной окончательной реальностью, объемлет остальные миры; в свою очередь, все они (включая ад) потенциально содержат в себе мир будд, который и является «миром дхарм» в узком смысле. В учении школы Хуаянь интерпретация термина Фа Цзе основана на образе из «Гандавьюха сутры» (кит. «Ло мо цзин»- «Сутра о схватывании сетью [Индры]»), где «мир будд» уподоблен сети из драгоценных каменьев, каждый из которых отражает в себе все прочие и, в свою очередь, отражается в них. Данный образ интерпретируется Хуаянь как «мир дхарм», в котором не только феноменальный мир является проявлением истинносущего, но вообще отсутствует какая-либо граница между ними. Оба мира полностью присутствуют друг в друге, причем каждый их элемент содержит в себе целое, образуя таким образом универсальное «тело Будды», объединяющее все сущее в «едином сознании» (и синь). Данное учение известно как доктрина «беспрепятственного [взаимопроникновения] принципов и вещей/дел» (ли ши у ай). Хуаяньское учение о Фа Цзе оказало значительное влияние на философию неоконфуцианства.

Author - Бурундук
Просмотры - 22
дхармата

Татхата (санскрит: तथाता, латинизированный: tathātā; Пали: तथता, латинизированный: tathatā; тибетский: དེ་ བཞིན་ ཉིད་; китайский: 真如) переводится по-разному как «таковость» или «таковость». Это центральное понятие в буддизме махаяны, имеющее особое значение и в буддизме чань. Синоним дхармата также часто используется. Во время жизни Будда называл себя Татхагата, что может означать либо «Тот, кто пришел», либо «Тот, кто ушел» и правильно истолкованный, может читаться как «Тот, кто имеет». прибыл в таковость ".

Author - Бурундук
Просмотры - 17
Дхритараштра

В индуистском эпосе Махабхарата Дхритараштра (на санскрите धृतराष्ट्र, дхритарашра; букв. «Тот, кто поддерживает / несет нацию») - это Царь Королевства Куру со столицей Хастинапур. Он родился от первой жены Вичитравиры Амбики и был отцом Веды Вьясы. Дхритараштра был слеп от рождения и стал отцом для ста сыновей и одной дочери от своей жены Гандхари (Гандхари) и еще одного сына Юйютсу от Сугады, служанки его жены. Эти дети, включая старшего сына Дурьодхану, стали известны как Кауравы.

Author - Бурундук
Просмотры - 13
Валюта и сумма:
Введите сумму:
руб.
счёт 410013126790670