Glossary of terms used on this site

There are 6 entries in this glossary.
Search for glossary terms (regular expression allowed)

Glossaries

Term Main definition
парамита

Парамита (санскр. पारमिता, pāramitā IAST «ведущий на другой берег», кит. упр. 波羅蜜多, палл.: Боломидо) — «запредельное совершенство», «перфекция»). Парамиты — это шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению; это «Освобождающие действия». В разных школах буддизма используются списки шести и десяти парамит: Щедрость (дана) — действие, открывающее любую ситуацию. Щедрость может практиковаться на уровне материальных вещей, силы и радости, образования и т. д., но наилучший вид щедрости — это дарить другим развитие и знания о природе ума, то есть Дхарму (Учение Будды), делая их независимыми на высочайшем уровне; Этика (шила) — означает вести осмысленную, полезную для себя и других жизнь. Практично придерживаться осмысленного, и избегать негативного на уровне тела, речи и ума; Терпение (кшанти) — не терять то, что накоплено положительного, в «огне злости». Это не означает «подставление другой щеки» — это значит действовать эффективно, но без гнева; Усердие (вирья) — трудолюбие, много работать, не теряя свежей радости усилий. Только вкладывая во что-либо большие усилия без уныния и лени, можно добиться доступа к особым качествам и энергиям и эффективно двигаться к цели; Медитация (дхьяна) — то, что делает жизнь по-настоящему ценной. С помощью медитаций Шинэй и Лхатонг (санскр.: Шаматха (спокойствие) и Випашьяна (прозрение), как в лаборатории, формируется навык работы с умом, развивается дистанция к появляющимся и исчезающим мыслям и чувствам и глубинное видение его природы; Мудрость (праджняпарамита) — знание истиной природы ума — пустоты — «открытости, ясности и безграничности». Подлинная спонтанная мудрость — это не множество идей, а интуитивное понимание всего. Здесь — ключ к совершенству во всех парамитах. Именно это понимание того, что субъект, объект и действие обладают одной и той же природой, делает все остальные пять парамит освобождающими.Иногда, говоря о десяти Освобождающих Действиях, добавляют вытекающие из шестой пармиты ещё четыре. Десять парамит используются также в тхераваде: Методы Пожелания Сила Изначальная Мудрость.

Author - Бурундук
Просмотры - 37
пишачи

Пи́шачи (санскр. पिशाच, piśāca IAST) — в индийской мифологии злобные и вредоносные демоны, нападающие на людей, пожирающие их и пьющие их кровь. Уже в поздневедийской литературе они входят в триаду демонов — асуры-ракшасы-пишачи, противостоящую триаде благих существ: девы-люди-питары. Против пишачей существуют специальные заклинания и травы, так как они способны на похищение душ людей. Вместе с бхутами, веталами и якшами пишачи обитают в местах кремации покойников. Кроме этого, местами их жительства бывают пустые дома и дороги. Передвигаются эти демоны в сумерках. Кто увидит пишачей, тот в течение 9 месяцев умрёт, если только не задобрит духов своими приношениями. Они способны принять любой облик и даже стать невидимками. При этом сами пишачи обычно рассматриваются как проклятые души питаров. Согласно же брахманам и «Махабхарате», пишачи были созданы Брахмой вместе с асурами и ракшасами из отдельных капель воды, оставшихся после тех капель, из которых были созданы девы, люди и гандхарвы, или возникли из мирового яйца. По пуранам пишачи — это дети Кашьяпы и его жены Пишачи (Кродхаваши, Капиши) или созданы Брахмой из своего гнева («Вишну-пурана»). Из-за сведений о пайшачи, специальном языке пишачей, и их локализации в горах Виндхья считается, что миф о них мог иметь историческую основу, обозначив в образе этих демонов какое-нибудь враждебное ариям племя.

Author - Бурундук
Просмотры - 21
Поталака

Гора Поталака (упрощенный китайский: 补 陀 洛伽 山 или 普陀 洛伽 山; традиционный китайский: 補 陀 洛伽 山 или 普陀 洛迦 山; пиньинь: Bǔtuóluòjiā Shān или Pǔtuóluòjiā Shān, японский: 補 陀 洛 Fudaraku-san), что означает «Блеск» "Это мифическое жилище буддийской бодхисаттвы Авалокитешвары, которая, как говорят, существует в морях к югу от Индии.

Author - Бурундук
Просмотры - 14
праджня

Праджня (санскр. प्रज्ञा или пали paññā) — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость, в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества. В буддизме считается, что праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа. Праджня вместе с состраданием являются главными «опорами» махаянской традиции. В хинаянских школах праджня определялась как способность «распознавать дхармы», в махаянских — это «особая способность непосредственно воспринимать реальность, как она есть», называемая таковостью. В буддизме раннего периода мудростью считалось интуитивное прозрение четырёх благородных истин и теории взаимозависимого возникновения. Также традиционно праджня включает в себя первые два этапа восьмеричного пути: правильное видение реальности и правильное намерение следовать дхарме. В махаянских школах совершенная, пробуждённая или запредельная праджня носит название праджня-парамиты и является одной из шести парамит, доступных бодхисаттвам и буддам. Символом праджни является колокольчик. В буддийской тантре праджня также выражается через женское божество, символизирующее «реальность как она есть» через пассивное состояние сознания. Праджня, характеризующаяся как «исчерпывающее познание», является одним из двух видов знаний в буддизме. Вторым видом является виджняна — относительное и несовершенное дифференцированное знание, в котором есть понятия субъекта и объекта. Виджняна, согласно учению, не может дать человеку исчерпывающего удовлетворения . Последователь может реализовать праджню с помощью осознавания (смрити), терпения (кшанти) и медитации (дхьяны). Шестой дзэнский патриарх Хуэйнэн в своей знаменитой Сутре помоста, являющейся важным текстом махаяны и одним из основополагающих текстов чань-буддизма, давал следующие рекомендации по нахождению праджни: «В каком бы месте, в какое бы время вы ни находились, ни одна мысль не должна замутнить вас, вот тогда вы и будете постоянно следовать праджне. Если хотя бы одна мысль замутила [ваш разум], то вся праджня разрушилась. Но если хотя бы одна мысль обрела мудрость, то тотчас родилась и [всеобщая] праджня».

Author - Бурундук
Просмотры - 18
прета

Прета (санскрит: प्रेत, стандартный тибетский: དྭགས་ དྭགས་ йи дагс), также известный как голодный призрак, - это санскритское название типа сверхъестественного существа, описанного в индуизме, буддизме, даосизме и китайской и вьетнамской народной религии как подвергающихся большему страданию чем у людей, особенно крайний уровень голода и жажды. Они берут свое начало в индийских религиях и были приняты в восточноазиатские религии через распространение буддизма. Прету часто переводят на английский как «голодный призрак» из китайской и вьетнамской адаптации. В ранних источниках, таких как Петаваттху, они гораздо более разнообразны. Описания ниже применимы в основном в этом более узком контексте. Разработка концепции Преты началась с простого размышления о том, что это душа и призрак человека после его смерти, но позже концепция превратилась в переходное состояние между смертью и получением кармического перевоплощения в соответствии с судьбой человека. Чтобы войти в цикл кармического перевоплощения, семья покойного должна совершать различные ритуалы и подношения, чтобы направлять страдающий дух в его следующую жизнь. Если семья не участвует в этих погребальных обрядах, которые длятся один год, душа может оставаться страданием в качестве преты до конца вечности. Считается, что Преты были ложными, испорченными, навязчивыми, лживыми, ревнивыми или жадными в предыдущая жизнь. В результате своей кармы они страдают от ненасытного голода в отношении определенного вещества или объекта. Традиционно это является чем-то отвратительным или унизительным, таким как трупы или фекалии, хотя в более поздних историях это может быть что угодно, даже странным. Говорят, что в дополнение к ненасытному голоду в отвращающем предмете, у прет есть тревожные видения. Преты и люди занимают одно и то же физическое пространство, и хотя люди, смотрящие на реку, видят чистую воду, преты видят одну и ту же реку, текущую с отвращающим веществом, распространенные примеры таких видений включают гной и грязь. Благодаря вере и влиянию индуизма и Буддизм в большей части Азии, прета, занимает видное место в культурах Индии, Шри-Ланки, Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Тибета, Таиланда, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы.

Author - Бурундук
Просмотры - 15
Притхиви

При́тхиви (санскр. पृथिवी, pṛthivī IAST), или При́тхви (санскр. पृथ्वी, pṛthvī IAST) — в древнеиндийской мифологии богиня, олицетворяющая Землю. В «Ригведе» (РВ V, 84) и «Атхарваведе» (АВ XII, 1) ей посвящено по одному гимну. В Ведах в целом Притхиви выступает неразрывно с Дьяусом Питаром, олицетворением неба. Последний проявляется как мужское начало, отец, а Притхиви — как женское начало, мать богов и всего живого. Эти два персонажа сначала были слиты воедино, но Индра (или Варуна) разъединил их, что приравнивается к созданию вселенной. Из семени Дьяуса в виде дождя, меда, жира Притхиви рождает всё живое. Также к этой богине приходят умершие. Нередко богиня выступает в зооморфном образе коровы. Притхиви появляется и в послеведийской литературе. Именно она приютила род хайхаев у себя в сказании о Парашураме («Махабхарата» и «Вишну-пурана»); дала бёдра богине Кали в «Маркандея-пуране». Также Притхиви фигурирует в «Рамаяне» как мать Ситы. В пуранах она часто связана с именем мифического царя Притху (Притхи). Так, Притхиви считается его дочерью, и от имени Притху производят и её имя. Этот же царь доил её в форме коровы, чтобы добыть себе пропитание.

Author - Бурундук
Просмотры - 22
Валюта и сумма:
Введите сумму:
руб.
счёт 410013126790670