×

Ошибка

Page Not Found

Glossary of terms used on this site

There are 81 entries in this glossary.
Search for glossary terms (regular expression allowed)

Glossaries

Term Main definition
авичи

Авичи: Авичи (буддизм) — непрерывный ад, последний из восьми адов (согласно буддийской абхидхарме). Авичи (диджей) (Avicii, наст. имя Тим Берглинг, 1989—2018) — шведский диджей и музыкальный продюсер.

Author - Бурундук
Просмотры - 33
Агни

Агни́ (санскр. अग्नि, «огонь», рус. огонь) — индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми. Гимны к Агни, которыми начинаются почти все 10 мандал Ригведы, восхваляют его как посредника между богами и людьми, домашнего жреца богов и бессмертного гостя смертных, щедрого подателя благ и защитника людей от демонов, нищеты и голода. Уже в Ригведе он представлен в антропоморфном облике: агни-хотар, то есть жрец, совершающий обряд-хотру (Ригведа 1.1.5). Агни представлен в Ригведе как тот, кто принимает жертву, как тот, кто доставляет жертву другим дэвам (функция посредника). Религиозно-эпические произведения — Пураны и Махабхарата — ещё более очеловечивают Агни. Позднее его значение умаляется: он становится одним из восьми богов-миродержцев, царящим на юго-востоке. На рисунках Агни изображается в качестве старого двухголового мужчины с тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, в красном одеянии и опоясанным «священным шнуром» в верхней части тела. Его знамя — дым, а сопровождающее его животное (вахана) — баран. Эта антропоморфизированная форма играет важную роль в первую очередь в мифологии, в обрядах персонаж Агни выступает в форме огня. Эпитеты: Вайшванара — всенародный, семипламенный и т. д.

Author - Бурундук
Просмотры - 26
амрита

Амри́та (санскр. अमृत, amṛta IAST, «бессмертный») — в индуистской мифологии — напиток богов, делающий их бессмертными. Предание гласит, что амриту получали путём пахтания Молочного океана (кширодаматхана). Богам амриту доставляла Мохини. Как указывает Жорж Дюмезиль, понятие амриты восходит к праиндоевропейской религии и тождественно амброзии.

Author - Бурундук
Просмотры - 27
апасмара

Согласно индуистской мифологии, Апасмара был гномом, который представлял невежество и бессмысленную речь. Он также известен как Муялака или Муялакан. Чтобы сохранить знания в мире, Апасмару нельзя было убить; это нарушило бы баланс знаний и невежества, поскольку убить Апасмару означало бы достичь знания без усилий, самоотверженности и тяжелой работы. Следовательно, это приведет к обесцениванию знаний во всех формах. Чтобы подчинить Апасмару, Господь Шива принял форму Шри Нагараджи - Владыки Танца и исполнил космический танец Ташавы. Во время этого танца Шри Нагараджа подавил Апасмару, сокрушив его правой ногой. Поскольку Апасмара - один из немногих демонов, предназначенных для бессмертия, считается, что Господь Шива навсегда остается в своей форме Шри Нагараджи, подавляя Апасмару на всю вечность. Этот мифологический карлик, как правило, изображен с его рукой в ​​Анджали Мудра. Он часто изображается в этой позе в изображениях Нагараджи. Апасмара - это также неврологическое расстройство, описанное в Аюрведе, известное как эпилепсия. По словам Махарши Караки, существует 4 типа апасмара. В последнее время Натараджа была обнаружена как Орион, а Апасмара была открыта Рупой Бхати. как астрономическая эпилепсия в иконографии Натараджи, подробно описанной Рупой Бхати, как Созвездие Лепуса. Она оценивает Апасмару как Муялу, что означает Кролик, Заяц и Лепус. Она утверждает, что Рудра, охотник, и Apasmāra a.k.a Muyalaka - это созвездие Kootu, которое использовалось навигаторами Малабар и может быть идентифицировано с западным Орионом, охотником с Созвездием Лепуса. Натараджа с помощью надписи на Апасмаре освобождает от невежества Агастьи, следя за тем, как Агастья-Канопус поднимается из горизонтов разных широт Индийского полуострова в каждую звездно-весеннюю эпоху. Смаранам - это высказывания. Апасмара может означать бессмысленную, непонятную или бессмысленную речь. Может или не может быть неврологическим расстройством. Потому что в то время не было медицинского сканирования мозга.

Author - Бурундук
Просмотры - 15
архат

Архат: Архат — в буддизме — человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений». Архат (лат. Siraitia grosvenorii) — растение, многолетняя лиана семейства Тыквенные. Архат — село в Абайском районе Восточно-Казахстанской области Казахстана.

Author - Бурундук
Просмотры - 24
асуры

Áсуры (от санскр. и пали «असुर» (asura IAST), тиб. ལྷ་མ་ཡིན་ (lha.ma.yin), кит. 阿修羅/阿修罗 (āxiūluo)) — в индуизме божества низкого ранга, иногда называются демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к сурам, богам индуизма, аналогично оппозиции «боги—титаны» или «боги—гиганты» в древнегреческой мифологии. В зороастризме же — всё наоборот. Асуры там объявляются богами, дэвы — демонами. В ведийский период слово «асура» означало, скорее всего, «обладающий жизненной силой» (к слову asu («жизненная сила») возводил этимологию М. Майрхофер). В «Ригведе» асурами называют многих богов — Савитара, Агни, Митру, Варуну, Сурью и других. В буддизме асуры употребляются в контексте, отличном от индуистского, и по-другому интерпретируются.

Author - Бурундук
Просмотры - 37
ачарья

Ача́рья (санскр. आचार्य, Ācārya IAST) — титул религиозного наставника в индуизме, буддизме и джайнизме.

Author - Бурундук
Просмотры - 36
аятана

Двенадцать аятан (санскр. आयतन, āyatana IAST) — классификация дхарм по опорам (базам) для сознания путём разделения дхарм на воспринимающие способности и их объекты. Васубандху даёт следующее определение аятан: «Источник сознания (аятана) означает входная дверь — для сознания и психических явлений. Согласно определению, источники сознания суть то, что вызывает появление дхарм сознания и психики и их развертывание» (перевод В. И. Рудого). Шести внутренним опорам (адхьятма-аятана) соответствует шесть внешних (бахъя-аятана). Шесть внутренних опор представляют собой органы (силы) восприятия: Орган зрения — чакшур-индрия-аятана (cakṣur-indriya-āyatana IAST); Орган слуха — шротра-индрия-аятана (šrotra-indriya-āyatana IAST); Орган обоняния — гхрана-индрия-аятана (ghrāṇa-indriya-āyatana IAST); Орган вкуса — джихва-индрия-аятана (jihvā-indriya-āyatana IAST); Орган осязания — кая-индрия-аятана (kāya-indriya-āyatana IAST); Мыслительные способности, сознание — мано-индрия-аятана (mano-indriya-āyatana IAST).Шесть внешних опор соотносятся с типами объектов восприятия: Видимое (цвет и форма) — рупа-аятана (rūpa-āyatana IAST); Слышимое (звук) — шабда-аятана (šabda-āyatana IAST); Обоняемое (запах) — гандха-аятана (gandha-āyatana IAST); Вкушаемое (вкус) — раса-аятана (rasa-āyatana IAST); Осязаемое — спраштавья-аятана (spraṣtavya-āyatana IAST); Нечувственные объекты — дхарма-аятана (dharma-āyatana IAST).

Author - Бурундук
Просмотры - 23
Благословенный

Бхагава́т, бхагаван (санскр. भगवान्, bhagavān IAST «господин, владыка») — в индуизме имя-эпитет высших божеств, прежде всего Вишну и его аватар (Кришна и др.) . В буддизме этим титулом называют Гаутама Будду. Также бхагават было и остаётся в Индии формой вежливого обращения к почитаемому лицу (богу, святому, царю и др.), вроде русского «господин». Бхагава́ти (bhágavati «Владеющая счастьем») — женский род от «бхагават», используется как эпитет Лакшми.

Author - Бурундук
Просмотры - 126
Бодхгая

Бодх-Гая или Бодхгая — небольшой город в штате Бихар, в Индии, расположенный в месте, где Будда достиг Просветления. Бодх-Гая знаменита храмовым комплексом, к которому стекаются многочисленные паломники со всех стран мира. Бодх-Гая находится в 96 километрах от Патны. Наибольшую значимость имеет храм Махабодхи с алмазным троном (Ваджрасана) и примыкающее к храму святое дерево Бодхи (24°41′45″ с. ш. 84°59′28″ в. д.). Это дерево было выращено из семени дерева Джайя Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым Будда нашёл Просветление. Для буддистов Бодх-Гая — наиболее важный из четырёх центров паломничества, связанных с жизнью Будды, к которым относятся также Кушинагар, Лумбини и Сарнатх. В 2002 году храм Махабодхи получил статус охраняемых объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Author - Бурундук
Просмотры - 26
бодхисаттва

Бодхиса́ттва, бодхиса́тва, бодиса́тва (санскр. बोधिसत्त्व [bodhisattva] IAST, пали बोधिसत्त [bodhisatta] IAST; буквально «существо, <стремящееся к> пробуждению»; от бодхи «пробуждение» + саттва «суть; существо») — в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти всех живых существ от страданий и выйти из бесконечности перерождений — сансары. В махаянском буддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ. Слово «бодхисаттва» на тибетском звучит как [джанг-чуб-сем-па], что означает «очистивший пробуждённое сознание».

Author - Бурундук
Просмотры - 32
бодхичитта

Бодхичи́тта (санскр. बोधिचित्त, в дословном переводе «просветление сознания») — в буддизме высшая ступень просветления (бодхи). На ней человек преисполняется желанием избавить от страданий в круговороте рождения и смерти уже не себя одного, но и всех окружающих. Геше Джампа Тинлей предложил определение «ум, имеющий альтруистическую направленность к высшему Просветлению, состоянию Будды».

Author - Бурундук
Просмотры - 35
брамин

Бра́хманы, брахма́ны или брами́ны (от санскритского слова IAST Brāhmaṇa IAST; дев. ब्राह्मण) — члены высшей варны индуистского общества. Другие названия брахманов — випра, двиджа (дваждырождённый, то есть прошедший посвящение и получивший священный шнур), бхусура (Bhūsura IAST) (бог на Земле). Брахманы — это варна, или социальная группа, существующая во всех штатах Индии. Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса. Брахманы в большей мере, чем остальные варны, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, учёные, учителя и чиновники. Ещё в первой половине XX века в некоторых районах брахманы занимали до 75 % всех более или менее важных государственных должностей. Исторически брахманы были жрецами, а также учителями, монахами, учёными; в эпоху феодализма большинство представителей брахманов были уже судьями, чиновниками, землевладельцами. Считались высшей варной. Они составляют около 2—5 % населения Индии. В 1931 году они составляли 4,32 % всего населения Британской Индии. Убийство брахмана являлось в древней Индии наитягчайшим преступлением и является таковым в индуизме. М. Элиаде, рассуждая о трёхчастной структуре арийского общества, сопоставлял с варной брахманов верховного хранителя справедливости, судью-вседержителя Варуну.

Author - Бурундук
Просмотры - 25
Брахма

Бра́хма, уст. также Бра́ма; санскр. ब्रह्मा, Brahmā IAST) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати.

Author - Бурундук
Просмотры - 27
Будда

Бу́дда (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся», «просветлённый») в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования» либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи).

Author - Бурундук
Просмотры - 34
Валюта и сумма:
Введите сумму:
руб.
счёт 410013126790670