Glossary of terms used on this site

There are 13 entries in this glossary.
Search for glossary terms (regular expression allowed)

Glossaries

Term Main definition
Акшобхья

Будда Акшобхья (санскрит — अक्षोभ्य, — «Непоколебимый»; кит. трад. 阿閦如來, пиньинь: Āchù (Ēchù) rúlái, Ачу (Эчу) жулай , яп. あしゅくにょらい, Ashuku nyorai, Асюку-нёрай; [«Бесстрастный», «Непоколебимый» :] тиб. མི་བསྐྱོད་པ་, mi 'khrugs pa, mi bskyod pa, Ми-кьё-па, кит. трад. 不動如來, пиньинь: Búdòng rúlái, Будун жулай) — один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам. Считается, что Акшобхья находится на востоке от Мира Ваджры (англ. Diamond Realm) и управляет Восточной Чистой Землёй Абхирати ('радостная земля'), в то время как Западной Чистой Землёй (Сукхавати) управляет Амитабха. Его шакти (тантрическая супруга) носит имя Лочана и иконографический облик её содержит изображение двух слонов. У Акшобхьи тело синего цвета, его атрибутами являются колокольчик, три одеяния, драгоценный камень, лотос, молитвенный барабан и меч. У него имеется несколько эманаций. Среди пяти скандх соответствует рупе (форма, материя).

Author - Бурундук
Просмотры - 35
Амитабха

Амита́бха или Амита́ Будда (санскр. अमिताभ, Amitābha IAST, «безграничный свет») — самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли. Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Догмат о милости Амитабхи к воззвавшим к нему является краеугольным камнем амидаизма. В китайской традиции Амита Будда известен под именем Эмито Фо (кит. 阿彌陀佛), в японской — Амида Нёрай (яп. 阿弥陀如来), во вьетнамской — А Зи Да Фат (вьетн. A Di Ðà Phât) или А-зи-да Фат (вьетн. A-di-đà Phật). Амитабха является, вероятно, самым известным и популярным из Пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам.

Author - Бурундук
Просмотры - 57
Амогхасиддхи

Амогхасиддхи — один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам. Кожа зелёного цвета. Изображается на севере. Соответствует бесстрашию.

Author - Бурундук
Просмотры - 36
Будда Самантабхадра

Будда Самантабхадра (санскр. Samantabhadra, тиб. kun tu bzang po — Кунту Зангпо, букв. «Всеблагой») — будда Дхармакайи, будда измерения пустотной природы ума. В школе Ньингма Изначального Будду именуют Самантабхадрой (не путать Изначального Будду Самантабхадру с Бодхисаттвой Самантабхадрой). Имя Самантабхадра переводится как «Благородный во всём», «Всегда Прекрасный», «Всеблагой». Его тело тёмно-синего цвета, этот цвет символизирует безграничность пространства природы ума. Самантабхадра изображается как в одиночной форме, так и в союзе с супругой (союз Яб-Юм). Её белый цвет символизирует изначальную чистоту измерения пустотной природы ума. Их союз есть единство всего в недвойственности, это также символ неразрывного единства блаженства и пустоты. В отличие от Ваджрадхары, тантрической персонификации Дхармакаи, Самантабхадра и его супруга изображаются обнажёнными и без украшений. Это символизирует свободу изначальной природы реальности от каких-либо «одеяний». Самантабхадри — «Всеблагая», санскр. (тиб. kun tu bzang mo — Кунту Зангмо, «Всеблагая»), супруга Самантабхадры, символизирует пустотность (шуньяту). Пустотность — это не значит небытие. Под пустотностью в буддизме понимается, что «все дхармы лишены самости» (Дхаммапада, 279), все явления взаимообусловлены и взаимосвязаны, и каждое из них не имеет независимого существования (свабхава). Эта пустотность за пределами концепций, вне формы и цвета. О ней говорят, что она изначально чиста и свободна от умопостроений. В тексте «Бардо Тодол» есть следующие описание измерения Ади-Будды (Будды Изначального): «Перед тобой сияет Ясный Свет дхарматы, узнай его. Сын благородного семейства, теперь у твоего сознания нет формы, нет цвета, нет содержания, и оно проявляется как чистая пустота. Это пустота Самантабхадри. Твоё сознание пусто — это не абсолютная пустота, но пустота свободная, ясная, чистая и живая. Это состояние сознания и есть Будда Самантабхадра. Они — сознание собственной пустой и лишённой сущности природы, сознание ясное и сияющее — неразделимы. Это Дхармакая Будды».

Author - Бурундук
Просмотры - 25
Ваджрадхара

Ваджрадха́ра (санскр. वज्रधार, Vajradhāra IAST; тиб. རྡོ་རྗེ་འཆང།, Вайли rdo rje 'chang (Dorje Chang); яп.: 執金剛; кит.: 金剛總持; букв. «Держатель ваджры») — в Ваджраяне изначальный Будда, олицетворение Дхармакаи. В тибетском буддизме отождествляется с Ади-буддой.

Author - Бурундук
Просмотры - 39
Ваджрасаттва

Ваджрасаттва (санскрит: वज्रसत्त्व, тибетский: རྡོ་རྗེ་སེམས་དཔའ།(До Рдже Сем Па, Rdo Rdje Sems Dpa') — краткая форма — རྡོར་སེམས།(Дор Сем, Rdor Sems)) — Будда в буддистской традиции Ваджраяны. В японской школе Ваджраяны, Сингон, Ваджрасаттва (яп. Конгосатта) является "тайной формой" Будды Самантабхадры. В основном, Ваджрасаттва появляется в двух махаянских буддистских текстах: в Махавайрочана-сутре и Ваджрасекхара-сутре. В мандале Алмазного царства Ваджрасаттва сидит на востоке от Будды Акшобхьи. В некоторых текстах говорится, что Нагарджуна встретил Ваджрасаттву в железной башне на юге Индии и получил от него учения тантры, передав таким образом тайные учения для многих исторических личностей.

Author - Бурундук
Просмотры - 48
Вайрочана

О переводчике и учителе Дзогчен см. статью Вайрочана (переводчик)Будда Вайрочана, также Махавайрочана (санскр. वैरोचन, Vairocana IAST, тиб. རྣམ་པར་སྣང་མཛད།, Вайли rNam-par-snang mdzad, кит. 大日如來 [Dàrì Rúlái] или кит. 大毘盧遮那佛 [Piluzhenafo], яп. 大日如来 [дайнити нёрай] «Будда Великое Сияющее Солнце») — в буддизме ваджраяны Будда, выражающий дхармакаю (см. Три тела Будды). Вайрочана считается универсальным аспектом исторического Будды Гаутамы. Будда Вайрочана — один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам. Вайрочана занимает позицию в центре. Самая большая статуя Вайрочаны в мире находится в Японии в храме Тодай-дзи школы Кэгон в Нара. Самая большая статуя будды в Бамиане также была посвящена Вайрочане. (см. Бамианские статуи Будды). Вайрочана занимает важное место в ранних школах буддизма в Японии, в частности в школах Сингон и Кэгон. Большое значение в понимании Вайрочаны играет сочинение Махавайрочана сутра. Вайрочана также связан с китайской философской школой Хуаянь. Эта школа детально разработала концепцию пустоты и взаимозависимого происхождения. Так как Вайрочана считается предшествующим существованию всех существ, он ассоциируется также с пустотой. Будда Вайрочана известен лишь в махаяне.

Author - Бурундук
Просмотры - 35
Дипанкара

Дипанкара (пали Dīpaṃkara) — четвёртый из 28 будд прошлого. Родился в Раммавати. Его отцом был царь Судева, а матерью Сумеда. 10 000 лет он прожил в миру в трёх дворцах (пали Hamsā, Koñcā, Mayūrā). Его женой была Падума, а сыном Усабакканда (Саватакканда). Он покинул свой дом верхом на слоне и в течение 10 месяцев практиковал аскезу. Дерево Бодхи Будды Дипанкары — фикус священный (пали pipphalī). Траву для сидения ему собрал адживик Сунанда. Будда Дипанкара дал свою первую проповедь в Нандараме, там же он ушёл в паринирвану. У него было три больших собрания последователей. Его всегда сопровождали восемьдесят четыре тысячи архатов. Тело Будды Дипанкары имело восемьдесят локтей в высоту. Он достиг паринирваны в возрасте 100 000 лет, его ступа была высотой 36 йоджан. Главными учениками были Сумангала и Тисса, главными ученицами Нанда и Сунанда, а постоянным помощником Сагата. Что касается мирян, Тапассу и Бхаллика были его главными покровителями среди мужчин, а Сирима и Сона среди женщин. Будущий Сиддха́ттха Гота́ма, который станет Буддой Шакьямуни, во времена Будды Дипанкары был состоятельным брахманом Сумедхой, жившим в городе Амара. В поисках выхода из страданий сансары он удалился в Гималаи и поселился в уединённой лиственной хижине. Будда Дипанкара проходил мимо и предсказал брахману, что в будущем он достигнет просветления, назвав место его рождения, имена учеников и священное дерево. Имя «Дипанкара» в переводе с санскрита означает «Зажигающий Светильник». Первые тексты, упоминающие его имя, датируются первыми веками н. э. Известный по махаянским текстам (Алмазная сутра, гл. 5)

Author - Бурундук
Просмотры - 25
Кашьяпа

Кашья́па — распространённое древнеиндийское имя. Известные носители: Кашьяпа — ведийский мудрец. Кашьяпа или Махакашьяпа в буддизме — ученик и преемник Будды. Кашьяпа  — в буддизме один из Семи будд прошлого. Кашьяпа I — царь Шри-Ланки (правил 473—495).

Author - Бурундук
Просмотры - 13
Майтрея

Майтре́я (санскр. मैत्रेय, maitreya IAST, «Тот, кто есть любовь»; пали: Меттея; также Майтрейя, Майтри, Майдари) — бодхисаттва и будда будущего, который появится в конце данной кальпы с небес Тушита, где, как считается, пребывает в настоящее время. В дальневосточном буддизме является одним из наиболее популярных бодхисаттв и связывается с будущей эпохой процветания и блаженства. Культ Майтреи больше всего развился в Корее, а также в различные периоды был значительно распространён в Китае, Мьянме и других буддийских странах. Майтрея является единственным бодхисаттвой, которого почитают все школы буддизма, и единственным, которого почитает старейшая школа тхеравада. С Майтреей связан Майтреянатха, живший в первой половине IV века. Как считают буддологи, он был историческим учителем Асанги. В махаянском буддизме считается, что Майтреянатха был Майтреей, который передал пять текстов Асанге на небесах Тушита.

Author - Бурундук
Просмотры - 43
Прабхутаратна

Прабхутаратна — «будда многочисленных сокровищ». Будда прошлого, один из символов времени в буддизме махаяны, наряду с Шакьямуни (настоящее) и Майтреей (будущее). Согласно буддийскому учению, существовал до Шакьямуни, в предыдущей кальпе. При жизни принёс обет появиться снова там и тогда, когда будет проповедано истинное учение. Т.о. Прабхутаратна становится свидетелем и защитником учения Гаутамы. В «Лотосовой сутре» (гл.11) изображается его собеседником, ступа Прабхутаратны становится местом проповеди. В иконографии фигурирует сидящим напротив Гаутамы, или же в триптихе с ним и Майтреей. К наиболее известным относятся скульптурные изображения Прабхутаратны в пещерном комплексе Лунмэнь в Китае (пров. Хэнань) и в храмовом комплексе Тодай-дзи в Японии. Пагода Прабхутаратны принадлежит к национальным сокровищам Кореи.

Author - Бурундук
Просмотры - 26
Ратнасамбхава

Ратнасамбхава — один из пяти Дхьяни-Будд в буддизме Ваджраяны, являющихся манифестацией первоначального Ади-будды. Эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам. Кожа жёлтого цвета. Изображается на юге. Соответствует парамите даяния.

Author - Бурундук
Просмотры - 27
Шакьямуни

Бу́дда Ша́кьямуни (санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि, вьетн. Thích-ca Mâu-ni; 563 до н. э. — 483 до н. э.; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)») — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трёх мировых религий. Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) (потомок Готамы, успешный в достижении целей), он позже стал именоваться Буддой (буквально — «пробудившимся») и Полностью совершенным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата («так пришедший/ушедший»), Бхагаван («блаженный»), Сугата («идущий во благе»), Джина («победитель»), Локаджьештха («почитаемый миром»). Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Типитаки». Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы. День рождения Будды Шакьямуни 5 апреля является национальным праздником Республики Калмыкия, Японии, Таиланда, Мьянмы, Шри-Ланки.

Author - Бурундук
Просмотры - 51