Валюта и сумма:
Введите сумму:
руб.
счёт 410013126790670

Расчет основных характеристик года

    Продолжаем складывать ребус или конструктор из простейших кубиков.  В прошлых публикациях были рассмотрены способы расчетов нового года или лосара (Пхугпа, Бон и Ребконг, Гьялпо-лосар), списки месяцев и даты их начала. Сейчас мы плавно перейдем к тому, как можно определить  другие основные параметры года. В частности речь пойдёт о номере года по тибетскому календарю, животном знаке, элементах вангтханг, лунгта, сог, лю и пр. Все эти вычисления являются достаточно простыми, надо просто немного уметь считать. Причем можно считать на калькуляторе или с использованием просто листка бумаги. Также на основании этих расчетов можно определять и часть характеристик собственного рождения. Но это будет разъясняться в другой публикации.
    Итак. Начнем с определения номер года по тибетскому календарю. Тут мы можем использовать два варианта расчета:
- на основании номера года по григорианскому календарю (но надо помнить, что начало года по григорианскому календарю не совпадает с началом года по тибеткому)
- на основании номер месяца для первого месяца тибетского года.

    Самым простым вариантом будет первый метод, поэтому на нем и остановимся. В качестве примера мы будем использовать 2019 год.
    Итак. По порядку.

Как рассчитать данные по месяцам на год?

    Согласно тибетской астрологии надо учитывать, что в году может быть 12 или 13 месяцев. Соответственно есть некоторый момент, который может ввести в заблуждение и осложнить дальнейшую жизнь. Это относится к расчету так называемого дополнительного месяца, который может быть любым среди месяцев года (например в этом 2019 году есть второй первый месяц).
    Из-за соотношения 67 к 65 (количество лунных месяцев в отношении к солнечным), в каждых 33.5 месяцах присутствует один дополнительный (это соотношение нам понадобится далее при расчетах). То есть, если при делении номера месяца (порядкового от начальной базовой даты) и выделении целой части мы получим число, которое отличается от предыдущего - это означает начало нового цикла для определения следующего задвоенного месяца. Расчеты в материале будут указываться на основании нескольких лет. Один год без дополнительного месяца и два года с дополнительными месяцами. Такая вариация будет принята для наглядности.

Итак, какова общая последовательность операций? Тут можно выделить несколько этапов.
1. Определение первого лунного месяца, как это было сделано в предыдущих материалах.
2. Составление таблицы на 13 месяцев (с запасом на один месяц) для остальных расчетов. В таблице прописываются порядковые номер месяцев от начальной даты и порядковый номер месяца в году
3. Определение количества циклов двойных месяцев, прошедших от начала (делим на 33.5 и вычитаем возможную поправку 0.02)
4. Нахождение задвоенного месяца при изменении полученных в пункте 3 данных.
5. В случае наличия задвоенного месяца мы изменяем порядковые номера месяцев в году.
6. Определение модифицированной юлианской даты
7. Определение григорианской даты
8. Определение ближайшего новолуния
9. Определение начала гражданских сумерек в день новолуния для точного определения начала месяца (если после сумерек, то начало переходит на следующий день)
10. Публикация списка месяцев для календаря

    Как можно заметить, количество действий очень мало. К тому же часть из них можно сделать либо на калькуляторе, либо найти данные на некоторых сайтах в интернете по астрономии.

 

Лосары Пхугпа, Бон и Ребконг. Список месяцев


    В прошлый раз мы разбирали как можно сравнительно легко, обладая базовыми знаниями по астрономии или умением использовать интернет, определить гьялпо лосар или дату нового года по тибетскому календарю.     Сегодня речь пойдёт о том, как отмечают новый год в других традициях. В частности речь пойдёт о традициях Пхугпа, Бон и Ребконг. Это вызвано тем, что новый год в них принято отмечать в другой месяц, а также тем, что структура месяцев может быть другой. Обо всём этом мы подробнее поговорим далее.
    Сперва небольшая предыстория относительно того, почему придется делать дополнительные расчеты. Если внимательно начать изучать тексты, то можно заметить, что лосары в этих традициях отмечаются в разное время. Так в традиции Пхугпа принято говорить про лосар в 11-й лунный месяц тибетского календаря. В традициях Ребконг и Бон можно говорить про двенадцатый месяц тибетского лунного календаря.
    Но если мы посмотрим еще и на структуру месяцев, то можем заметить еще одну странность. Так традиция Пхугпа и традиция начала года с Гьялпо лосара - совпадают со структурой месяцев по нумерации и названиям. То есть например одиннадцатый тибетский месяц в обоих случаях называется месяцем Тигра. Но если мы говорим про традиции Бон и Ребконг, то тут начало года указывается как месяц Тигра, то есть двенадцатый месяц тибетского лунного календаря в этих традициях называется месяцем Тигра. И в результате можем при сравнении различных традиций получить ошибки и несоответствия.
    Для определения дат празднования по другим традициям мы можем пойти по двум путям. Один путь связан с определением списка месяцев для предыдущего года, начиная с гьялпо лосара.
    Второй способ будет попроще, мы просто можем посчитать начало одиннадцатого и двенадцатого месяца, предшествующих гьялпо лосару. Но тут надо учесть, что дополнительный месяц может быть любым в году (хоть первым, как в 2019, хоть 11-м или 12-м). В тех случаях, когда одиннадцатый или двенадцатый месяц прошедшего года не будут дополнительными, проблем не будет. Но если один из них был дополнительным, то тогда могут быть небольшие трудности.
    Итак. Какая будет последовательность действий для определения лосаров?

    Ребконг и бон
1. Первично определяем номер месяца и дату гьялпо-лосара для требуемого года по григорианскому календарю (проводим все операции, которые были выполнены в прошлый раз для определения гьялпо-лосара вплоть до пункта 14, остальные нам не понадобятся)
2. Берем номер месяца (данные из пункта 12 расчетов по гьялпо лосару)
3. Определяем количество прошедших от базовой даты дополнительных месяцев (расчет как в пункте 5)
4. Из номера месяца вычитаем единицу, чтобы перейти к определению лосара по Ребконг
5. Определяем количество прошедших от базовой даты дополнительных месяцев (расчет как в пункте 5)
6. Если число не совпадает с числом дополнительных месяцев для гьялпо-лосара - вычитаем 1.
7. Теперь определяем примерно дату наступления лосара (как в определении дат для гьялпо-лосара, начиная с пункта 13)
    Пхугпа
1. Первично определяем номер месяца и дату гьялпо-лосара для требуемого года по григорианскому календарю (проводим все операции, которые были выполнены в прошлый раз для определения гьялпо-лосара вплоть до пункта 14, остальные нам не понадобятся)
2. Берем номер месяца (данные из пункта 12 расчетов по гьялпо лосару)
3. Определяем количество прошедших от базовой даты дополнительных месяцев (расчет как в пункте 5)
4. Из номера месяца двойку, чтобы перейти к определению лосара по Ребконг
5. Определяем количество прошедших от базовой даты дополнительных месяцев (расчет как в пункте 5)
6. Если число не совпадает с числом дополнительных месяцев для гьялпо-лосара - вычитаем 1.
7. Теперь определяем примерно дату наступления лосара (как в определении дат для гьялпо-лосара, начиная с пункта 13)
    Все действия мы повторим для следующих лет: 1992, 2011, 2019, 2021, 2030.

Расчет гьялпо-лосара

  1992 2011 2019 2021 2030
1 -1040550,3932 -1040550,3932 -1040550,3932 -1040550,3932 -1040550,3932
2 48743 55682 58604 59335 62622
3 1089293,3932  1096232,3932 1099154,3932 1099885,3932 1103172,3932
4                             36887  37122 37221 37246 37357
5  1101  1108 1111 1111 1115
6 35786  36014 36110 36135 36242
7 2982 3001 3009 3011 3020
8 35784 36012 36108 36132 36240
9 2 2 2 3 2
10 36885 37120 37219  37244 37355
11  1101   1108 1110 1111  1115
12 36885   37120  37218   37244 37355
13 48685,34518 55625,03336 58519,030984 59286,826272 62564,72154
14 4.03.1992 5.03.2011 5.02.2019 13.03.2021 4.03.2030

         Расчет согласно традиции Ребконг (и бон)

  1992  2011 2019  2021 2030
2 36885 37120 37218 37244  37355
3  1101  1108 1110  1111  1115
4  36884   37119 37217  37243  37354
5  1100 1108 1110  1111  1115
6 36883  37119 37217 37243 37354
7 48626,284004 55595,502772 58489,500396 59257,295684  62535,190952
8 5.01.1992  3.02.2011 6.01.2019 12.02.2021   3.02.2030

Расчет согласно традиции Пхугпа

  1992 2011 2019 2021 2030
2 36885 37120 37218 37244 37355
3 1101  1108   1110   1111 1115
4 36883 37118 37216  37242   37353
5 1100 1107 1110  1111 1114
6 36882   37117 37216 37242 37352
7 48596,753416 55536,441596 58459,969808 59227,765096 62476,129776
8 6.12.1991   6.12.2010 7.12.2018  13.01.2021  6.12.2029

    Пункты с 9-го по 11-й мы рассматривать не будем. Но по некоторым моментам, которые видны в данных таблицах следует дать пояснения.
    В 1992-м году между гьялпо-лосаром и лосаром по Ребконг прошло два месяца. Это сявзано с тем, что двенадцатый месяц был задвоен. Поэтому было дополнительное смещение на один месяц. При этом лосар Пхугпа смещен относительно лосара Ребконг корректно.
    В 2011-м году можно заметить разницу между лосаром Ребконг (и Бон) и Пхугпа на два месяца. Это было связано с тем, что задвоенным был одиннадцатый месяц. И собственно лосар наступил, согласно Пхугпа, в первый одиннадцатый месяц. Такая же история повторится и в 2030-м году.
    В расчетах для 2019 и 2021 годов - таких проблем не наблюдается и они были выбраны для того, чтобы показать, что в обычных случаях разница между датами лосаров составляет примерно один календарный месяц.
   

Расчет для гьялпо лосара

    Одна из дат, которую периодически рассчитывают для каждого года тибетского лунного календаря - является гьялпо лосар или царский новый год. В целом тибетская математика требует достаточно больших усилий для ее понимания. И если посмотрим календари, то каждый год можно встретить поправки, связанные с расчетами календарных дат, а также знание лосаров и прочих параметров предыдущего года. Всё это кажется сравнительно тяжелым для понимания, особенно если человек только начинает изучать тибетскую астрологию и пытается строить
календари, полагаясь на трактаты. Также надо учесть, что тибетские расчеты могут изначально содержать дополнительную ошибку, которая уже первично вкладывается в календарь. А это заставляет испытать муки непонимания при попытке составить календарь.
    Можно ли избежать всех этих неприятностей? Да. Для этого нам надо определить несколько базовых значений, а также можно перейти к использованию современных методов вычислений, связанных с астрономией, тем более что астрономических калькуляторов сейчас очень много.
    Итак. Какие требования у нас могут быть к расчетам?
1 - наличие некоей базовой даты.
2 - наличие некоторой величины, которая мало подвержена изменениям

    За первичную дату мы возьмем 21 декабря минус 991 года. Эта дата (в отличие от 1023 или 1026 года) соответствует некоторым параметрам, которые пока в статье указываться не будут. Теоретически базовую дату для начала расчетов можно откатить в прошлое на несколько тысяч лет.

    Второе. За некую постоянную величину мы возьмем период обращения Луны, равный 29.530588. Эта величина изменяется не очень сильно, поэтому может хорошо служить для наших целей.

    Теперь приведем порядок расчета лосара например для 2019 года. В расчетах используются величины, которые можно найти с помощью различных астрономических алгоритмов или калькуляторов, представленных в сети. Поэтому их раскрывать не будем.
    Итак. Каков порядок проведения расчетов?
1. Определим модифицированную юлианскую дату для базовой даты. Она будет равна -1040550.3932.
2. Выберем дату для предварительного определения количества месяцев, прошедших с начала отсчетного периода.
Лучше всего для любого года подходит дата, когда точно не будет лосара. Такой датой может быть любая дата, начиная с первого мая и вплоть до первого ноября.
    Возьмем в качестве примера 1 мая 2019 и определим модифицированную юлианскую дату. Она будет равна: 58603.83333
3. Далее нам надо определить количество дней, прошедших от базовой даты.
58603,833333-(-1040550,3932)=1099154,226533
4. Определим количество прошедших месяцев от начальной даты (число периодов обращения Луны), выделяем целую часть и прибавим к данному числу 1.
1099154,226533/29,530588=37220,87167 или 37220
37220+1=37221
5. Определяем количество месяцев, которые могут считаться двойными. Для этого делим на 33,5, вычитаем 0,02 (найденная погрешность) и выделяем целую часть
37221/33,5-0,02=1111,05462 или 1111
6. Удаляем количество двойных месяцев из расчета, приводя к обычному календарю в 12 месяцев
37221-1111=36110
7. Определяем количество возможных прошедших лет. Делим на 12 и берем целую часть
36110/12=3009,166666 или 3009
8. Определяем количество прошедших месяцев
3009*12=36108
9. Определяем сдвиг по месяцам
36110-36108=2
10. Вычитаем сдвиг из значения, полученного в пункте 4
37221-2=37219
11. Для полученного значения повторяем вычисления, сделанные в пункте пять
37219/33,5-0,02=1110,99492 или 1110
12. Если полученное значение совпадает с полученным в пункте 5, то на промежутке от возможного начала года до даты, от которой считали - дополнительного месяца на было.
Если не совпадает, то надо вычесть 1, что и делаем.
37219-1=37218.
13. Теперь определяем примерно дату наступления гьялпо лосара.
-1040550,3932+37218*29,530588=58519,030984
14. с помощью астрономических калькуляторов определяем дату по григорианскому календарю.
Получаем пятое февраля 2019 года.
15. Определяем ближайшее к этой дате новолуние.
2019 4 февраля 21:03 (UT).
16. Так как сейчас мы делаем расчет для Москвы, то надо также узнать, когда это событие наступило в Москве. Так как у нас третий часовой пояс, то получаем
2019 5 февраля 0:03
17. С точки зрения тибетской астрологии событие относится к тому или иному дню, если находится в рамках от утренних гражданских сумерек до следующих утренних гражданских сумерек.
Время гражданских сумерек 7:36. То есть событие (новолуние) не относится к данном дню. и данный день является новым лунным днём. А по сути - наступившим лосаром.

    Как можно заметить, эта последовательность операций не является сложной для исполнения. Вся математика была проверена на текущем рабджунге и совпадает со всеми вычислениями лосаров. Разумеется для определения других типов лосаров (Пхугпа, бон, Ребконг) надо вводить некоторые небольшие коррективы. О них мы поговорим в следующей статье.

 

Лочен Дхарма Шри

Лочен Дхарма Шри «Устные наставления по расчётам «Золотая колесница»
(rtsis kyi man ngag gser gyi shing rta)
Выдержки про начало года

Второе.

Вслед за разъяснением термина "год", буду разъяснять термин "месяц", поскольку месяц излагается на основании [движения] Луны. На основании увеличения и уменьшения или пятнадцати белых и черных частей месяца, появляется тридцать дней. Если так, то приходим к термину "месяц". В "Сокровищнице" сказано: "Три, мгновенья, день и месяц - из раза в раз становятся тридцатью". В "Сокровищнице бессмертия" сказано: "Пятнадцать дней известны как сторона. Ранняя и поздняя стороны - две, беля и черная. Прийти к объединению этих двух". Так определяется термин величины или месяца. В Тхалгьюр говорится: "Тридцать дней предстают как один месяц". В коренной тантре Манджушри сказано: "Половина месяца - пятнадцать дней и ночей. Про две половины говорят как про месяц".

Если подразделять, термины определяются китайской системой, системой тендрел, монгольской, тибетской, индийской и определяются месяцами-домами.

Первое, в шестичастном объяснении, таково. То, что на китайском известно, как "Майол", на тибетском известно, как "месяц Коня" и является средним месяцем лета. Месяц коня или средний месяц лета широко известен как третий монгольский месяц. Но что же тогда здесь определяется как начало?

Здесь всё действует под влиянием черного месяца, среднего месяца весны или Калачакры1. Другие традиции, считая приемлемым указание на это, указывают как перечисление.

Подношение светильников девяти планетам. Расчет

     Согласно астрологии, каждый год нашей жизни проходит под влиянием той или иной планеты. Эти расчеты представлены в различных текстах по индийской, китайской, тибетской астрологии. Также такие записи можно встретить в таких сборниках, как "Записки из нефритовой шкатулки". Для чего такие записи могут быть полезны? Чтобы получить защиту планет или уменьшить количество вреда, который данные планеты (или духи планет) могут нам нанести.
     В этой небольшой статье мы не будем углубляться в ритуальную часть (которая очень проста), но будет показано как рассчитать нужный номер планеты, работать с которой нам придется на протяжении года.
     Итак, несколько примечаний в отношении того, что надо учитывать при расчете:
- возраст человека для которого делается расчет;
- расчет несколько различается для мужчин и женщин;
- нумерация планет может быть произвольной. Но должна учитывать используемые вами особенности расчета (планеты должны располагаться по порядку);
- в тексте "Записки. Нефритовая шкатулка" указывается период, начиная с 11 лет. Мы будем использовать нумерацию с первого года жизни;
- планеты повторяются циклически через определенные промежутки времени. Соответственно отсутствует сакральность в определении того, какая планета управляет тем или иным годом.

Сутра

    Сутра, она же сутта — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризмы, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии.
    Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в сутрах часто используются притчи.
    В буддизме сутры построены в основном в форме диалогов или бесед (обычно Будды, бодхисаттвы или патриарха с учениками), в которых излагались основы учения.
    Свиток сутры иногда используется в культовых изображениях в качестве атрибута божества, бодхисаттвы (например, бодхисаттвы Самантабхадры), являясь символом мудрости. На алтаре символизирует дхарму.

Некоторые из сутр можно найти в Каноне буддизма. В частности в Кангьюре редакции Деге:

1. Кангьюр редакции Деге

 

 

Паритта

 

     Как правило, переводится как "защита" или "защитные меры". Относится к буддийской практике произношения определенных стихов и отрывков из писаний для устранения неблагоприятных условий и неудачи. Данная практика появилась в раннем периоде истории развития буддизма.

Использование


     Рекомендуется декламировать эти короткие сутры для обеспечения защиты от неудач, неблагоприятных условий. Вера является одним из ключевых моментов для достижения результата рецитации.
     Также распространено мнение, что декламация текстов раздела паритта приносит безопасность, мир и благополучение в обществе. При этом сами декламации осуществляются в таких случаях, как открытие нового храма, дома, дарование благословения. Кроме этого декламация осуществляется и в случае появления неблагоприятных событий (смерть человека и пр.).

     Тесты данного раздела можно найти в следующих каталогах на сайте:

1. Паритта (Кангьюр редакции Деге)

 

 

Праджня-парамита

    Праджняпарамита ("запредельная мудрость", "совершенство мудрости") — одна из центральных концепций буддизма Махаяны, принципиально описывающая доктрину дхарм и пустотности (шуньяты), кажущейся реальности и пути бодхисаттв.
    Имя Праджня-парамиты (Премудрости) также носит женщина-бодхисаттва, являющаяся феноменальным воплощением совершенной мудрости.
    Идеи праджняпарамиты присутствуют уже в палийском каноне и Милиндапаньхе, но в эпоху махаяны - во время создания махаянских сутр они получают новое, качественно иное "звучание".

    Сутры праджняпарамиты
    В буддийской традиции существует несколько сутр, в той или иной степени описывающих доктрину совершенной мудрости или совершенной праджни:

    Алмазная сутра (Ваджраччхедика праджняпарамита сутра),
    Сутра Сердца (Праджняпарамита хридая сутра),
    Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра («Восьмитысячестишие о совершенстве мудрости»),
    Шатасахасрика-праджняпарамита («Стотысячник о совершенстве мудрости»),
    Панчавимшати-праджняпарамита («Двадцатипятитысячник»),
    частично сохранившаяся Аштадашасахасрика-праджняпарамита («Восемнадцатитысячник»),
    Махапраджняпарамита-сутра («Сутра великой праджняпарамиты», состоящая из 16 сутр) и другие сутры.

    Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра, появившаяся в I веке до н. э., являлась первым текстом из серии сутр праджняпарамиты. В дальнейшие два-три столетия появились дополненные варианты Аштасахасрики объёмом в 25 000, 100 000, 500 000 шлок, ничем не отличавшиеся от исходной сутры по содержанию, но включающие в себя дополнительные повествовательные элементы, повторы и описания. После периода дополнений начался период обобщения и резюмирования обширных сутр, в ходе которого появились лаконичные и очень почитаемые в Восточной Азии Алмазная сутра и Сутра сердца Запредельной Премудрости, а также некоторые другие сутры.

    Считается, что автором всех сутр праджняпарамиты является Будда Шакьямуни. Согласно традиции, когда Будда излагал данные сутры, он остался не понятым, поэтому сутры некоторый период времени не были известны. В то же время считается, что бодхисаттвы, которые «незримо присутствовали» во время проповеди, сохранили проповеди Будды, чтобы изложить их тогда, когда придёт нужное время.

     Тесты данного раздела можно найти в следующих каталогах на сайте:

1. Праджня-парамита (Кангьюр редакции Деге)


 

Виная

    Виная («дисциплина, правила») — свод правил и распорядка буддийской монашеской общины (сангхи), зафиксированный в канонических сочинениях.
    В основе винаи лежит система правил пратимокши (санскрит), или патимоккхи (пали). По мере возникновения новых направлений буддизма образовались различные варианты винаи, соответствующие этим направлениям.

    Виная тхеравады принята в Шри-Ланка, Мьянме, Лаосе, Камбодже и Таиланде, состоит из 227 правил для бхиккху (монахов-мужчин) и 311 правил для монахинь.
    Буддисты Китая, частично Японии и Кореи следуют винае школы дхармагуптака с 250 правилами для монахов и 348 для монахинь.
    Буддисты Тибета и частично Японии следуют винае муласарвастивады с 253 правилами для монахов и 354 для монахинь.

    По причине необычайной важности Винаю иносказательно называют «Основой Дхармы».

    Передачи Винаи

    Существуют некоторые разногласия по поводу преемственности в передаче винаи. В «thub pa’i dgongs pa’i rgyan» Чжигмэ Чжуннэ Бэпа сказано, что после разделения на 18 школ многие стали сомневаться в легитимности передачи традиций винаи. Учёные-винаядхары выделили 10 посвящений в монахи:

    Естественные монахи (тиб. rang byung nyid) — Будда, пратьекабудды
    Вступившие в состояние арьи (без изъянов) — Аджания Каундинья, Ашваджита, Бхадрика и другие.
    Посвящение «приходящего монаха» — Яшас
    Принявшие Будду как Учителя — Махакашьяпа
    Порадовавшие Будду правильным ответом — Судатта
    Принявшие 8 заветов-шила — Махапраджпати
    Принявшие монашество через посланника — Дхармадатта
    Через собрание 5 винядхар на благо жителей соседних стран
    Через собрание 10 винаядхар — как в стране Мадхьядэша
    Повторившие формулу Трёх прибежищ.
 

     Тесты данного раздела можно найти в следующих каталогах на сайте:

1. Виная (Кангьюр редакции Деге)