Editor's Choice

 

Собрание помыслов учителя-гуру

Прояснение сути четок

Светоч мантры


    Хвала Гуру, Дэва, Дакини!
    Владыка, учитель-гуру, источник и сокровищница благословения! Божество медитации, источник действительных достижений-сидхи и [всего] желаемого! Океан дакини, владычиц активности! Простираюсь перед Тремя Корнями!

    Для желающих войти на путь тайной мантры с ясностью опишу суть четок, [представляющую собой] суть приведения к завершению усердия по приближению к кругу мантры и реализации.
    Здесь [присутствуют следующие пункты]: природа четок, определение, подразделения, перечисление, необходимость и сердечные обязательства. Всё описывается посредством шести пунктов, соответствующим этим.

1. Природа

    Она устанавливается, будучи собранной в коротких историях, перечислениях или в виде украшений. Как природа четок также разъясняется хранение для измерения [количества], [использование для практики] приближения и пр.

2. Определение

    Обладающие верой высшие мужи с помощью четок и ума обращаются с молитвами и фиксируют [свой ум] на учителе-гуру. Желая зародить усердие в практике, [используют] четки и ум [при созерцании] божества медитации. Желая усердствовать в способе приближения и трансформировать [всё] в созерцании и деяниях, [используют] четки и ум по отношению к дакини. Благодаря четкам и уму [концентрируются] на учителе, что приводит к завершению деяния, зарождают усилие [по выходу из циклического существования]. На основании четок и ума, [что концентрируются на единстве] себя и учителя, [обретают] благословение и великую любовь. На основании четок и ума, [что концентрируются] на божестве медитации, зарождают усердие по отношению к практике. На основании четок и ума, [что концентрируются на единстве] себя и божества, даруются высшие и обычные действительные достижения. На основании четок и ума, [что концентрируются] на океане дакини, с силой побуждаются [к исполнению] деяний-активности. На основании четок и ума, что [концентрируются на единстве] себя и дакини, формируется осуществление активности в отношении всего желаемого. Благодаря четкам, что связывают в совершенстве братьев, сестер, ваджрных родственников, друзей и пр, не отказываешься от сердечных обязательств. И так как став связанным реализацией в мандале и ваджрной жизненной силе, становишься един в помыслах, то это является четками для единства одного ума.

Editor's Choice

Компендиум ума Учителя
Ритуал посвящения [передача] текстов тома


    Хвала Учителю, божеству и небесному божеству! Хум!
    Если обладающее усердием существо, что жаждет осуществлять учения внешних и внутренних колесниц, повстречав том наставлений, не повстречает при этом обучающего им учителя, то должно произнести следующее:
    Все Учения, в соответствии с условиями, полностью пребывают на вершине намерения!

    Говоря это должно порождать сильный жар веры, зарождая намерение, связанное с другими, и не имея каких-либо помыслов в отношении претензий [в отношении Учения]. [Когда сделаешь так,] осуществи получение текста и посвящение тома.
    Время [осуществления итуала] должно быть особенным - восьмой день, новолуние или полнолуние. Когда установишь приемлемые и соответствующие времени подношения Благословенному, [произноси]:
    Прошу пребывать всё, что является томами [учения] справа от явленного и обладающего совершенством основания-тела Учителя, Благословенного!
    Прошу пребывать слева всё, что встречается единственно как обладающее нравственностью благое собрание брахмачарьев!
    Представляй, что если не встречается [что-то из этого], то возникает снизу [появляясь из под земли].
    Перед всем, что находится перед собой, установи подношение, такие как питьевая вода, цветы, благовония, светильники, благоуханная вода, пища, музыкальные инструменты, мандала и прочее.
    Далее приемлемо как быть одному, так и быть [вместе] с другими. Поскольку встречается всё [благое], следует очистить голову, рот и прочее чистой водой, зажечь благовония, соединив ладони воздать хвалу образу основания, преклонить колено, с верой принять Прибежище и зародить просветлённый настрой. Осуществи обширным образом стадии практики Учения, такие как семь ветвей [собирания накоплений] и прочее. Даруй подношения, что возникли от других, осуществи обширный ритуал мандалы. Затем [говори]:
    Мгновенно само основание-телесная форма Учителя [предстает как] Учитель, Благословенный, Татхагата, Архат, истинно совершенный просветлённый Шакьямуни. С телом золотого цвета, совершенно чистым и незагрязненным подобно цвету ура. Украшен знаками и отметинами вместе с лучами света. На нем одежды монаха, украшенные соответствующим орнаментом. На макушке - узел [из волос]. Две руки в форме мудры-печати даяния Учения. Ноги скрещены в ваджной позе. Покоится на сиденье на восьми львах, что составлено из разнообразных драгоценностей.
    Справа [находятся] все святые учения и высказывания. Слева находятся все собрания благородных, добродетельное собрание.
    Все Просветлённые десяти направлений и трёх времён, бодхисаттвы, учителя, божества медитации и небесные божества, защитники Учения и защитники, обладающие обетами - собираются вокруг, как грозовые облака над снежной горой, и пребывают там.
    Представляй это.
    Призванные из своих собственных мест обитания и захваченные умом, они действительно пребывают вместе с учителем и окружением. Вращают Колесо Учения для всех живых существ, меня и остальных.
    Но особенно [представляй], что все слоги и мнгочисленные шумные звуки [речи] - приходят благодаря силе глоса Брахмы и высшей речи созерцаемого Учения, и растворяются в собственном сердце.
    Представляй это.
    Воздав хвалу, положи том текстов себе на макушку. Благодаря этому том превращается в Великую Мать, с телом золотого цвета, одним ликом и четырьмя руками. Первая справа держит ваджр, первая слева - том текста. Две нижние - в позиции равновесия. Созерцай как украшенную множеством знаков и отметин [и говори].
    Праджня-парамита, что вне выражений, слов и помыслов! Природа небесного пространства, что не пресекается и не возникает! Сфера проявления [активности] присущей мудрости, собственное индивидуальное осознавание-ведение! Воздаю хвалу Матери Победоносных трёх времён!
    Твои знаки и отметины полыхают подобно золоту! Защитник всех существ, явленное украшение [Джамбудвипы]! Cостраданием и мастерством в методах Ты разрушаешь воинство вредоносных демонов! Воздаю хвалу Тебе, Учителю, что родился в роде Шакья!
    Высший светильник, что разрушает темноту неведения! Святое Учение и высказывания числом восемьдесят четыре тысячи! Воздаю хвалу сявтому Учению, добродетельному в начале, середине и завершении!
    В соответствии с повелением Учителя, наставления и святое Учение пребывает здесь. Чтобы осуществлять практику глубокой сострадающей сути, прошу благословить истиной Драгоценностей!

     tadyathā oṁ muni muni mahā mune śakya munaye sarva dharmā mama citta svabhāva abhiṣīñca māṁ sarva dharmā abhava svabhāva siddhi svāhā

    Повтори это троекратно. В завершении:
    Великая Мать, Учитель, Благословенный вместе с окружением, Святое Учение, благое собрание благородных и прочие - растворяются в моем собственно теле, речи и уме. Я становлюсь подобным появлению радуги в небесном пространстве. [Став таким] пребываю в сфере, что свободна от всех умозрительных характеристик, где все явления, что объединяются явленным бытием и нирваной, не возникают в начале, не пребывают в середине и не пресекаются в завершении.
    Благодаря подобному методу все учения внешних и внутренних колесниц становятся приемлемыми [для исполнения]. Это соответствует обретению передачи текста от настоящего учителя. И становится объектом личной практики. Обретя таким образом могущество и обретения, можешь распространять и для других объектов, в чем нет противоречий. Если же не обретешь посвящения [могущества и реализации], то нельзя [передавать дальше].
    В завершении этого следует осуществить подношение совершенной чистой земли Трём высшим Драгоценностям и осуществлять служение. Также в завершении следует насколько возможно осуществлять даяние в силу милосердия тем, кто не может отбросить бедность и пр..
    Если вкратце, то усердствуй в осуществлении собирания накоплений, молиться обширным образом о даровании ради других корня добродетели.
    Сердечные обязательства.

    Если некий ваджрачарья, обладающий соответствующими характеристиками, хочет даровать передачу тома текстов и посвящение тома сокровищницы и пр. ученику, обладающему соответствующими характеристиками, то вслед за завершением разъяснения текста вазы посвящения с украшениями, следует установить трон поверх нарисованного раскрытого восьмилепесткового лотоса. [Ученики должны] обратиться с молитвой о пребывании Учителя, что одет как учитель. Ученики должны встать перед [ним], поднести мандалу и сложив ладони [сказать]:
    Как чудесно!
    Учитель! Благословенный! В чудесной мандале ума [находится] совершенный источник учений Сугаты! Просим даровать нам, сынам и последователям, передачу текста и посвящение тома текстов из хранилища-сокровищницы внутренних и внешних тантр!
    Следует троекратно произнести это.
    Затем следует погрузиться в медитацию на слогах в центре белой капли-сущности между глаз у учеников. Соизмерить всё с речью. Положить в руку том текстов, что будет передаваться, коренные сутры учения учеников-слушателей [и сказать]:
    Как чудесно!
    Удачливые сыны [благородного] семейства! Поскольку вы соотноситесь с учениями собрания учеников-слушателей, обретаете посвящение освобождения от страстного желания. Пусть обретя его вы быстро достигнете плод - [состояние] архата.
    Представляй, что благодаря этому посвящению ученики, представ как как единые с учением, сливаются с учителем воедино.
    Отложив его, должно представить что внутри рта учеников находится красная сущность-капля отмеченная слогом Ца [и произнеси его]. В руку положи том писания сутр [и говори]:
    Как чудесно!
    Удачливые сыны [благородного] семейства! Поскольку вы соотноситесь с учениями о взаимозависимом происхождении у самопросветлённых, обретаете посвящение самоосвобождения гордыни. Пусть обретя его вы быстро достигнете плод десяти уровней.
    Созерцай как растворяется красный Ца.
    Созерцай, что в тайном месте находится синяя капля-сущность, отмеченная слогом Ва. И произнеси этот слог.
    В руку положи часть или собственно том Абихдармы [и говори]:
    Как чудесно!
    Удачливые сыны [благородного] семейства! Поскольку вы соотноситесь с учениями о вовлечении и устремлении бодхисаттв, состояния, чистого от гнева. Пусть обретя его вы обретете уровень двенадцати истин.
    Созерцай как растворяется синий Ва.
    Соответствующим образом плод трёх [методов] - созреет как тело проявления и обретешь мастерство в учениях низших колесниц.
    Снова в пупке учеников ясно появляется белая капля-сущность, отмеченная слогом Ха, который следует повторить. Возьми в руку том крия-тантр [и произнеси]:
    Как чудесно!
    Удачливые сыны [благородного] семейства! Поскольку вы соотноситесь с учениями о зарождении в крия-тантре, у вас самоосвободится омрачение-клеша тупости. Пусть сделав так, обретете уровень двенадцати истин!
    Сказав так, созерцай, что растворяется белый слог Ха.
    В пупке появляется красная капля-сущность, отмеченная слогом Са, который следует повторять. В руку возьми том упайя-тантры [и говори]:
    Как чудесно!
    Удачливые сыны [благородного] семейства! Поскольку вы соотноситесь с учениями упайя-тантр, обладающими двумя [методами и мудростью], то у вас очистится сама по себе клеша-омречение зависти. Пусть затем обретете уровень мандалы тринадцати [божеств]!
    Сказав так, созерцай, что растворяется белый слог Са.
    [Представляй как] в носу появляется синяя капля-сущность, отмеченная слогом Ма и повторяй его. Возьми в руку том йога-тантр [и говори]:
    Как чудесно!
    Удачливые сыны [благородного] семейства! Поскольку вы соотноситесь с учениями о просветлении из йога-тантр, то у вас самоосвободится клеша-омречение ярости. Пусть затем обретете уровень Акаништхи за одну жизнь!
    Представляй, что синий Ма также растворяется.
    Плод трёх подобных [посвящений] представлет собой созревание тела совершенного наслаждения. Так обретаешь мастерство и посвящение в среднюю колесницу.

    На макушке учеников появляется белая капля-сущность, отмеченная слогом Ом, который следует повторить. Возьми в руку том маха-йога тантр  стадии зарождения [и произноси]:
    Как чудесно!
    Удачливые сыны [благородного] семейства! Поскольку вы соотноситесь с учениями о трёх глубоких сосредоточениях, то омрачения-клеши будут трансформироваться. Пусть вы постигнете присущую мудрость и всезнание!
    Представляй, что белый Ом также растворяется.
    В горле появляется красная капля-сущность, отмеченная слогом А (a'a), который следует повторить. Возьми в руку том ану-йога тантр, собственно текстов [и произноси]:
    Как чудесно!
    Удачливые сыны [благородного] семейства! Поскольку вы соотноситесь с учениями [о смешении] пространства [высшей реальности] и присущей мудрости, то освободите волны ментальной активности. Пусть затем постигнете то, что обладает высшим из аспектов!
    Представляй, что красный А также растворяется.
    В сердце появляется синяя капля-сущность, отмеченная слогом Хум, который следует повторить. Возьми в руку том ати-йога тантр, великого Совершенства, [и произноси]:
    Как чудесно!
    Удачливые сыны [благородного] семейства! Поскольку вы соотноситесь с учениями о трёх телах и методами победоносных, то обретаете мастерство и посвящение полностью во все Учения. Пусть затем за одну жизнь обретете уровень Просветлённого!
    Представляй, что синий Хум также становится единым с учениями и учениками. Представляй, что ученики и учитель растворяются.
    Плод этих трёх - созревание в виде тела Учения и обретение мастерства и посвящения в учения высшей колесницы.
    На основании обретения передачи текста и посвящения в тома девяти колесниц становится приемлемым читать тантры и описания девяти колесниц, осуществлять практики и пр. Но это не относится к учениям, что не включены в сферу девяти стадий колесниц.
    Особенно полезно как совершенный ритуал посвящения и передачи текста томов когда передаются различные виды записей шастр и тома сокровищниц.
    Даже если не получил передачу текста прочтением, определенно сам и другие обретут передачу текста во все тантры.
    Затем следует воздать хвалу ваджрачарье, поднести мандалу, украшенную цветами чистого белого цвета, делать дары созерцая приемлемые подношения. [Говорить о] великой доброте и придерживаться умом соответствующих представлений.
    Также подобно крюку последовательности ритуала текстов, следует всё завершить пожеланиями удачи, подношением заслуги, обширными молитвами-благопожеланиями, молениями.
    Это ритуал дарования посвящения и передачи текстов  ваджрачарьей ученикам.
    Пусть повстречает обладающих удачей!
    Сердечные обязательства. Печать. Печать. Печать. Печать тела. Печать речи. Печать ума.

Editor's Choice

Расчет основных характеристик года

    Продолжаем складывать ребус или конструктор из простейших кубиков.  В прошлых публикациях были рассмотрены способы расчетов нового года или лосара (Пхугпа, Бон и Ребконг, Гьялпо-лосар), списки месяцев и даты их начала. Сейчас мы плавно перейдем к тому, как можно определить  другие основные параметры года. В частности речь пойдёт о номере года по тибетскому календарю, животном знаке, элементах вангтханг, лунгта, сог, лю и пр. Все эти вычисления являются достаточно простыми, надо просто немного уметь считать. Причем можно считать на калькуляторе или с использованием просто листка бумаги. Также на основании этих расчетов можно определять и часть характеристик собственного рождения. Но это будет разъясняться в другой публикации.
    Итак. Начнем с определения номер года по тибетскому календарю. Тут мы можем использовать два варианта расчета:
- на основании номера года по григорианскому календарю (но надо помнить, что начало года по григорианскому календарю не совпадает с началом года по тибеткому)
- на основании номер месяца для первого месяца тибетского года.

    Самым простым вариантом будет первый метод, поэтому на нем и остановимся. В качестве примера мы будем использовать 2019 год.
    Итак. По порядку.

Editor's Choice

Как рассчитать данные по месяцам на год?

    Согласно тибетской астрологии надо учитывать, что в году может быть 12 или 13 месяцев. Соответственно есть некоторый момент, который может ввести в заблуждение и осложнить дальнейшую жизнь. Это относится к расчету так называемого дополнительного месяца, который может быть любым среди месяцев года (например в этом 2019 году есть второй первый месяц).
    Из-за соотношения 67 к 65 (количество лунных месяцев в отношении к солнечным), в каждых 33.5 месяцах присутствует один дополнительный (это соотношение нам понадобится далее при расчетах). То есть, если при делении номера месяца (порядкового от начальной базовой даты) и выделении целой части мы получим число, которое отличается от предыдущего - это означает начало нового цикла для определения следующего задвоенного месяца. Расчеты в материале будут указываться на основании нескольких лет. Один год без дополнительного месяца и два года с дополнительными месяцами. Такая вариация будет принята для наглядности.

Editor's Choice

Лосары Пхугпа, Бон и Ребконг. Список месяцев


    В прошлый раз мы разбирали как можно сравнительно легко, обладая базовыми знаниями по астрономии или умением использовать интернет, определить гьялпо лосар или дату нового года по тибетскому календарю.     Сегодня речь пойдёт о том, как отмечают новый год в других традициях. В частности речь пойдёт о традициях Пхугпа, Бон и Ребконг. Это вызвано тем, что новый год в них принято отмечать в другой месяц, а также тем, что структура месяцев может быть другой. Обо всём этом мы подробнее поговорим далее.
    Сперва небольшая предыстория относительно того, почему придется делать дополнительные расчеты. Если внимательно начать изучать тексты, то можно заметить, что лосары в этих традициях отмечаются в разное время. Так в традиции Пхугпа принято говорить про лосар в 11-й лунный месяц тибетского календаря. В традициях Ребконг и Бон можно говорить про двенадцатый месяц тибетского лунного календаря.

Editor's Choice

Расчет для гьялпо лосара

    Одна из дат, которую периодически рассчитывают для каждого года тибетского лунного календаря - является гьялпо лосар или царский новый год. В целом тибетская математика требует достаточно больших усилий для ее понимания. И если посмотрим календари, то каждый год можно встретить поправки, связанные с расчетами календарных дат, а также знание лосаров и прочих параметров предыдущего года. Всё это кажется сравнительно тяжелым для понимания, особенно если человек только начинает изучать тибетскую астрологию и пытается строить
календари, полагаясь на трактаты. Также надо учесть, что тибетские расчеты могут изначально содержать дополнительную ошибку, которая уже первично вкладывается в календарь. А это заставляет испытать муки непонимания при попытке составить календарь.
    Можно ли избежать всех этих неприятностей? Да. Для этого нам надо определить несколько базовых значений, а также можно перейти к использованию современных методов вычислений, связанных с астрономией, тем более что астрономических калькуляторов сейчас очень много.
    Итак. Какие требования у нас могут быть к расчетам?
1 - наличие некоей базовой даты.
2 - наличие некоторой величины, которая мало подвержена изменениям

Editor's Choice

Лочен Дхарма Шри

Лочен Дхарма Шри «Устные наставления по расчётам «Золотая колесница»
(rtsis kyi man ngag gser gyi shing rta)
Выдержки про начало года

Второе.

Вслед за разъяснением термина "год", буду разъяснять термин "месяц", поскольку месяц излагается на основании [движения] Луны. На основании увеличения и уменьшения или пятнадцати белых и черных частей месяца, появляется тридцать дней. Если так, то приходим к термину "месяц". В "Сокровищнице" сказано: "Три, мгновенья, день и месяц - из раза в раз становятся тридцатью". В "Сокровищнице бессмертия" сказано: "Пятнадцать дней известны как сторона. Ранняя и поздняя стороны - две, беля и черная. Прийти к объединению этих двух". Так определяется термин величины или месяца. В Тхалгьюр говорится: "Тридцать дней предстают как один месяц". В коренной тантре Манджушри сказано: "Половина месяца - пятнадцать дней и ночей. Про две половины говорят как про месяц".

Если подразделять, термины определяются китайской системой, системой тендрел, монгольской, тибетской, индийской и определяются месяцами-домами.

Первое, в шестичастном объяснении, таково. То, что на китайском известно, как "Майол", на тибетском известно, как "месяц Коня" и является средним месяцем лета. Месяц коня или средний месяц лета широко известен как третий монгольский месяц. Но что же тогда здесь определяется как начало?

Здесь всё действует под влиянием черного месяца, среднего месяца весны или Калачакры1. Другие традиции, считая приемлемым указание на это, указывают как перечисление.

Editor's Choice

Подношение светильников девяти планетам. Расчет

     Согласно астрологии, каждый год нашей жизни проходит под влиянием той или иной планеты. Эти расчеты представлены в различных текстах по индийской, китайской, тибетской астрологии. Также такие записи можно встретить в таких сборниках, как "Записки из нефритовой шкатулки". Для чего такие записи могут быть полезны? Чтобы получить защиту планет или уменьшить количество вреда, который данные планеты (или духи планет) могут нам нанести.
     В этой небольшой статье мы не будем углубляться в ритуальную часть (которая очень проста), но будет показано как рассчитать нужный номер планеты, работать с которой нам придется на протяжении года.
     Итак, несколько примечаний в отношении того, что надо учитывать при расчете:
- возраст человека для которого делается расчет;
- расчет несколько различается для мужчин и женщин;
- нумерация планет может быть произвольной. Но должна учитывать используемые вами особенности расчета (планеты должны располагаться по порядку);
- в тексте "Записки. Нефритовая шкатулка" указывается период, начиная с 11 лет. Мы будем использовать нумерацию с первого года жизни;
- планеты повторяются циклически через определенные промежутки времени. Соответственно отсутствует сакральность в определении того, какая планета управляет тем или иным годом.

Editor's Choice

Сутра

    Сутра, она же сутта — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризмы, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии.
    Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в сутрах часто используются притчи.
    В буддизме сутры построены в основном в форме диалогов или бесед (обычно Будды, бодхисаттвы или патриарха с учениками), в которых излагались основы учения.
    Свиток сутры иногда используется в культовых изображениях в качестве атрибута божества, бодхисаттвы (например, бодхисаттвы Самантабхадры), являясь символом мудрости. На алтаре символизирует дхарму.

Некоторые из сутр можно найти в Каноне буддизма. В частности в Кангьюре редакции Деге:

1. Кангьюр редакции Деге

 

 

Еще статьи...

Страница 1 из 2

 

 

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.