Лама Гонгду. Прояснение сути четок "Светоч мантры"

 

Собрание помыслов учителя-гуру

Прояснение сути четок

Светоч мантры


    Хвала Гуру, Дэва, Дакини!
    Владыка, учитель-гуру, источник и сокровищница благословения! Божество медитации, источник действительных достижений-сидхи и [всего] желаемого! Океан дакини, владычиц активности! Простираюсь перед Тремя Корнями!

    Для желающих войти на путь тайной мантры с ясностью опишу суть четок, [представляющую собой] суть приведения к завершению усердия по приближению к кругу мантры и реализации.
    Здесь [присутствуют следующие пункты]: природа четок, определение, подразделения, перечисление, необходимость и сердечные обязательства. Всё описывается посредством шести пунктов, соответствующим этим.

1. Природа

    Она устанавливается, будучи собранной в коротких историях, перечислениях или в виде украшений. Как природа четок также разъясняется хранение для измерения [количества], [использование для практики] приближения и пр.

2. Определение

    Обладающие верой высшие мужи с помощью четок и ума обращаются с молитвами и фиксируют [свой ум] на учителе-гуру. Желая зародить усердие в практике, [используют] четки и ум [при созерцании] божества медитации. Желая усердствовать в способе приближения и трансформировать [всё] в созерцании и деяниях, [используют] четки и ум по отношению к дакини. Благодаря четкам и уму [концентрируются] на учителе, что приводит к завершению деяния, зарождают усилие [по выходу из циклического существования]. На основании четок и ума, [что концентрируются на единстве] себя и учителя, [обретают] благословение и великую любовь. На основании четок и ума, [что концентрируются] на божестве медитации, зарождают усердие по отношению к практике. На основании четок и ума, [что концентрируются на единстве] себя и божества, даруются высшие и обычные действительные достижения. На основании четок и ума, [что концентрируются] на океане дакини, с силой побуждаются [к исполнению] деяний-активности. На основании четок и ума, что [концентрируются на единстве] себя и дакини, формируется осуществление активности в отношении всего желаемого. Благодаря четкам, что связывают в совершенстве братьев, сестер, ваджрных родственников, друзей и пр, не отказываешься от сердечных обязательств. И так как став связанным реализацией в мандале и ваджрной жизненной силе, становишься един в помыслах, то это является четками для единства одного ума.

3. Подразделения

    Хотя и разъясняется многократно, но если вкратце, то существуют четки практика мантры для умиротворяющих деяний, для увеличивающих деяний, для подчиняющих деяний, для гневных деяний, для устрашающих, разделяющих и рассеивающих деяний, разрушающих деяний и всех остальных действий.
    [Если классифицировать] всех их, [то существуют] четки для рецитации и другие. [То есть существуют] четки внешнего, внутреннего, тайного и абсолютного [уровней].

4. Перечисления

    На основании перечисления четок [показывается] то, что надо принять как сущность и то, что надо отбросить.
    Первое. Таково перечисление четок, принимаемых по сути. Оно представлено в виде причины, цвета, малого или большого размера, числа, нитки для четок, встречных бусин, способа счета.
    Причина. В лучшем случае [сделаны] из драгоценностей. В среднем случае — плоды деревьев. В обычном случае — четки из дерева, камней, девяти небольших кусочков лекарств.
    Раковины [используются] для четок [деяний] умиротворения и для мантр умиротворяющей активности. Четки из золота [используются] для деяний увеличения. Четки из кораллов [используются] для осуществления деяний подчинения. Четки из железа и бирюзы [приемлемы] для гневных деяний. Хороши для деяний [четки] из камня зи, агата и пр.
    Плоды дерева Курупита гвианская [подходят] для умиротворяющих деяний. Плоды из частей персика используются при увеличении. Частички мыльного дерева хороши для подчиняющих деяний. Нагами, гарудами, макара и ракшасами провозглашаются четки для могущественных деяний. Для всего хороши [четки из] ботице [Тиб. 'bo ti rtse] и бронзы.
    [Четки из] дерева бодхи и близкие к серым [по цвету] — хороши в качестве четок для приближения и четок для умиротворяющих деяний. Те, что обладают плодами тутового дерева и пр - являются четками для осуществления увеличивающих деяний. Четки из сандалового дерева и тамариска указываются как четки для осуществления подчиняющих деяний. Из розового дерева или обладающие черными колючками [указываются как] четки для гневных деяний. Четки из дерева парло [тиб. par lo] используются для всех деяний.
    Парил [тиб. pa ril] хороши для четок для [деяний] умиротворения. Четки из камня хороши для увеличения. Четками из лекарств осуществляются деяния подчинения. Посредством четок, сделанных из великих костей, таких как череп и пр., осуществляются могущественные деяния. Четки из других костей разъясняются [как подходящие] для осуществления всех деяний.
    Таковы цвета. Белый указывается для умиротворяющих деяний. Желтый цвет [используется] в четках для [деяний] увеличения. Для подчинения [используются] четки красного цвета. Черные указываются как четки для гневных действий. Для всех деяний указываются четки различных цветов, т. е. разноцветные.
    Дополнительно, четки из дерева [приемлемы] для умиротворения. Четки из драгоценностей [представлют собой] четки для осуществления деяний увеличения. Четками из древесных плодов осуществляются деяния подчинения. Для гневных [деяний приемлемы] четки из великих костей [т.е. череп и пр.]. Здесь не указываются четки для устрашения, разделения, рассеяния, разрушения и пр., поскольку появляются в других текстах.
    Деяния осуществляются и четками из слоновьей кости. Они будут лучшими четками, что не были предсказаны, [если соотносить] с используемыми как украшения четками, что сделаны из всего прекрасного,
    Таковы [описания] большой или малой [величины бусины]. Умиротворение — размером с собственный зуб. Увеличение — размером лишь с палец. Четки для подчинения — равны драгоценному плоду. Четки для гневных действий — равны большому пальцу ноги. В любом случае, четки из драгоценностей, плодов деревьев должны соотноситься со своим собственным размером. Так показывается отсутствие определенности в собственных величинах. Смотри выше про виды ремесел. Отбрось то, что не было даровано и исчезает в видах предсказаний в силу неопределенности.
    Так разъясняется количество [бусин] для четок. Хотя в целом и говорится про сто восемь, но также там говорится и половину или пятьдесят четыре. Хотя двадцать одна и одиннадцать указываются [как приемлемые] для деяний умиротворения, но даже все главные [учителя] повторяют многократно по одиннадцать. Сто, тысяча, десять тысяч, сто тысяч и пр. - соотносится с текстами, которые придерживаются величины приемлемого счета. Также для увеличения используется сто восемь. Для подчинения — число пятьдесят четыре. Для гневных деяний — двадцать одно. Но во всех случаях [надо использовать] соответствие с традицией своих собственных текстов. Будет полезным для счета соизмеряться с величиной. Не делай больше и не делай меньше из того, что указывается подобным образом.
    Такова нитка для четок. [Для деяний] умиротворения — белая шерстяная нить. Увеличение — нитка из желтого хлопка. Четки для подчинения — красная нить из шелка. Четки гневных деяний — грязного и нечистого [цвета] или также сплети большую нить. Также переплетения из различных видов кожи и кишок, различных видов материалов, подобных кожаным шнурам — являются нитями четок прочих деяний.
    Нитки, составленные из пятицветной материи, приемлемы при соответствии отверстий четок для всего, будь то тонкие или толстые [нити]. Должны быть ни слишком широкие, ни слишком тонкие, ни слишком длинные, ни слишком большие. Не осуществляй деяния, если очень малы. Также при отделении [лишнего] отсекай до совершенства. Если длинные, то будет бесполезной практика, так как отдалится божество. Если очень короткие, то будет вред для долголетия. Должны быть расположены одна рядом с другой и связанными одна с другой. Если не будет соответствия в большом и малом, то возникнет упадок. Следует постигать подразделения, что подобны таким и пр.
    Такими предстают встречные бусины четок. Умиротворение — белые и сферические. Увеличение — желтые и обладающие выступами. Или же сделанные из кусочков ревеня с рисунком клыков. Для подчинения — красного цвета, в виде части или кусочка луны. Хорошими будут также и продолговатые. Для гневных — части черного цвета, форма треугольника с рисунком когтя. Или угловатая, обладающая выкованным отверстием. Если же вкратце, то острая с грубыми [частями].
    Головные бусины для четок, что используются в прочих деяниях, относятся к ста [проявлениям] тела, речи и ума, указываются как отмеченные белым, красным и синим цветом. Осуществляй практику благодаря различным видам, что соответствуют такому способу и пр.
    Для четок, что используются вначале для способа повторения, следует осуществить подношение дыма, очищение, благословение и освящение.
    Четки находятся в левой руке у меня, проявляющего гордость божества. Главная бусина находится сверху. С помощью мантры СВАБХАВА очисти до пустоты. Повращай части круга четок, [представляя], что в главной бусине четок, появившихся из природы пустоты, появляется божество медитации. Осуществи обширное призывание джнянасаттвы, захватывание и растворение. Правой рукой возьми главную [бусину]. Прочитай мантру божества, мантру сердца взаимозависимости, санскритские гласные и согласные и устранение [препятствий]. Но особенно — повторяй три сотни раз следующую мантру:
    ОМ РУЧИРА ПРАМАР ТАНАЙЕ РАТНА МАНИ ДХАРА ДЖНЯНА ДЕВА АБХИШИНЬЧА ХУМ СВАХА
    Семенные слоги этой мантры и других - обладают цветом осуществляемых деяний. То есть ниспадают как дождь болого, желтого, красного или зеленого цвета. Все божества, становясь ясно [визуализируемыми], растворяются в четках. [И чётки], даже если нет никакой трансформации, будут обладать собственной природой тела, речи и ума. Расторяя с свете, [представляй] с концентрацией [присутствие божеств] в четках. Произнеси пожелания удачи, соотнесись с действиями.
    Вначале повтори три сотни семенных слогов. Затем произнеси санскритские гласные и согласные, сердце взаимозависимости и мантры четок двадцать один раз или сколько получится. Затем усердствуй в любой рецитации.
    Подобные таким четки не являются обычными. Поэтому важно обладать сердечными обязательствами, которые соответствуют указанным ниже. Будет хорошо, если время от времени будешь осуществлять освящение.
    Когда руководствуешься мантрами для умиротворения, осуществляй счет [при котором четки находятся] поверх указательного пальца. Также при увеличении — поверх среднего. Для подчинения — поверх безымянного. Для гневного — перемещай [бусины четок] поверх мизинца. Во всех случаях осуществляй практику, держа [четки] в левой [руке]. Не руководствуйся правой рукой. Однако иногда некоторые говорят про использование двух рук. Но надо использовать либо обе [руки], либо не использовать правую.
    При [осуществлении деяний] умиротворения — считай у сердца. Для увеличения — на уровне живота. Для подчинения — четки находятся у тайного места. Осуществляй повторение, находясь перед призываемым. В случае гневных [деяний] — необходимо быть со скрещенными ногами. Говорят про счёт, когда [четки находятся] поверх бедра. В случае остальных действий делай как удобно.
    Таковы перечисления четок, когда осуществляется принятие в качестве природы и осуществляется отказ [от четок]. Четки, на которых считал учитель-гуру, храни, используй как основание веры и преданности, не осуществляя [на них] счета. Но даже если не поймёшь ничего, что подобно такому [в отношении учителя], то не используй для счета и не храни четки умершего. Откажись от полагания в счете и хранения четок, которые получены с помощью существ, осуществляющих не приемлемые действия. Также откажись и не полагайся на четки для счета, [полученные от] плохих семейств, таких как нарушители обетов, охотники и пр., пребывающих на уровне убийц, нарушителей закона, отвергших обеты, обладающих глубоким пагубным, воров. Откажись и не придерживайся четок, что найдены, будучи выброшенными другими или будучи разбросанными. Откажись от четок, предназначенных в качестве украшений и даров божествам, и четок, что получены от не имеющих силы [существ]. Откажись от тех, у которых порвана нить, не полное число, через которые перешли животные, тех, что были отмечены их зубами, тех что были повреждены огнём и пр. [Почему?] Поскольку из-за этого можешь прийти к устранению обетов в отношении мантры. Откажись и не храни никакие из чёток, что не соответствуют измененному уму и четкам [, используемым для] предсказаний. Если вкратце, то откажись и не храни никакие из четок, что использовались при счете  [мантр] другими, были найдены, использовались в деяниях мантры.
    Если же присутствуют собственноручно сделанные четки, обладающие изъянами повреждений и пр., то осуществи подношения в хорошем месте для сожжения [используемом для сожжения даров или хомы] божеству изначальной мудрости. Также сделай подношения божествам элементов. Также приемлемо делать подношения братьям и сестрам с определенными обетами, но не храни [такие четки] сам. Если вкратце, то отбрасывай и не храни никакие из чёток, что не соответствуют [описанной] природе.

5 Необходимость

    Здесь присутствуют [три пункта]: общая [необходимость], частная и особенная.

5.1 Общая необходимость

    Такова общая необходимость. Из-за того, [что с их помощью] придерживаешься обетов мантры, предварительных ритуалов божества медитации и дхарани хорошей памяти, то представляют собой четки для приближения. [Необходимость показывается,] поскольку Праджня-парамитой зарождается [постижение] взаимозависимости, зарождается взаимозависимость для субстанций наслаждения, причины, условия, возможности и сила. [Необходимость показывается,] поскольку смешиваются сердечные обязательства и изначальная мудрость, увеличивается несоставной плод практики единства себя и божества, практикующего и объекта практики. [Необходимость показывается] и поскольку восстанавливаются помыслы о рецитации и приближении, поскольку осуществляются все без исключения деяния, такие как умиротворяющие, увеличивающие и пр., поскольку вращается три цикла, поскольку тело предстает как божество, речь как мантра, а ум как дхармата и пр. Такова не охватываемая умом общая необходимость [в четках].

5.2 Частная необходимость

    Частная такова. Поддержание величины счета мантр. Также при осуществлении счета бесчисленных видов мантр, таких как тайные мантры, мантры ведения, мантры дхарани и пр., придерживаются различных видов счета. Ради этого появляется [число мантр] на основании четок, определяющих количество.     Благодаря остроте [ума], обладающего сердечными обязательствами, придерживаются четок, которые используются для фиксации количества [повторяемых мантр]. Но даже тогда полагайся на учение о счете и размере. Ради возникновения чего-либо в счете, когда придерживаешься количества [мантр], не постигая неопределенность пространства, придерживайся количества и считай. Следует всё это понимать благодаря важности ключевых моментов.

5.3 Особенная необходимость

    Особенная необходимость [в четках]. Как сказано выше, благодаря внешним четкам придерживаются количества при счете [мантр]. Благодаря внутренним четкам усердствуют в рецитации. Благодаря тайным четкам достигают [реализации] божеств. Благодаря четкам абсолютного уровня смешиваются с ключевыми наставлениями.
    Для внешних четок используется основание в виде материи. При внутренних четках связываешься с губами в речи. Благодаря тайным четкам — втягиваешь движение ветров. [И последние] являются четками постижения абсолютного уровня. Но какие бы ни были они, будь то внешние, внутренние или какие другие, связывайся с пространством естественного состояния, изначальной чистоты, покойся в сущностной природе Самантабхадры.
    Вначале важны четки усердия. В середине важны четки непоколебимости. В завершении важны четки пребывания в постоянном [равновесии].
    Благодаря подобным общей, частной и особенной необходимости устанавливаются созревание, освобождение, зарождение и завершение. Поскольку на основании врат, ведущих к тайной мантре будешь действовать используя методы, то будешь практиковать единство всего. Будешь вращать колесо трёх, тела речи и ума, благодаря изначальной мудрости отсутствия отдавания и взятия. Благодаря единому вкусу счастья, страдания и пр., окунешься в ключевые наставления, смешивающие с недвойственностью. Не будешь вовлекаться ни в какие условия. Какой бы вид счета четок не возникал, пребывай как божество, не будучи обычным [существом] даже на мгновение в любой период дня, ночи и пр.

6. Сердечные обязательства

    Шестое. Таковы сердечные обязательств [в отношении] четок. Все мужи, что обладают [соответствующей] судьбой и желают достичь непревзойдённого [уровня], должны придерживаться движения, не отвлекаясь от сердечных обязательств божества и мантры. Поэтому должны придерживаться, не отделяясь как тень от тела, одних четок, обладающих соответствующей сущностью. Это является коренными сердечными обязательствами [в отношении] четок.
    Хотя говорится о множестве сердечных обязательств, коренных и вторичных, следует понимать обязательства в соответствии с такими краткими [разъяснениями]. Здесь не будет указания на другие четки того, кто получил какие-либо сердечные обязательства.
    Если не свободны от телесного тепла [, то есть используются постоянно], то быстро реализуешь любую практику. Но не передавай в руки других. В частности важно не давать в руки людей, которые обладают завесой повреждения сердечных обязательств или человека, который не скрывает своих собственных сердечных обязательств. Не руководствуйся тысячью повторений без [осуществления] действий [в практике], когда это является несвоевременным из-за того, что руководствуешься временем осуществления рецитации. Не соизмеряйся [с осуществлением необходимой рецитации] из-за того, что сделан расчет или гадание. Не обладающие освящением четки не используй никоим образом и не храни. Четки, которые обладают освящением, не используй в других действиях и храни в тайне. Не клади на землю и не разбрасывай, рассеивая. Не используй четки воедино с различными не соответствующими видами [видами вещей], такими как нечистые [или загрязненные]. Откажись от четок, где нет гармонии в малом и большом. Откажись от тех, что поцарапаны, потрескались, не определены в количестве, не соответствующего цвета, плохие по форме, не приятны для ума. Таковы сердечные обязательства в отношении того, что не стоит хранить.
    Храни четки деяний как украшения [, чтобы они находились в чистоте]. Приемлемо также отделять все другие виды [четок, чтобы хранить отдельно]. Четки, обладающие сердечными обязательствами, не должны соприкасаться с другими [существами], такими как собака и пр. Не используй [такие четки] как подарок для других. Также не подходят и для защиты. Важно придерживаться [такого] основания как сердечных обязательств.
    Итак, если порвется нить, то быстро сделай [её] совершенной, чтобы на протяжении дня не было разрыва. Не совершай ошибок, смешивая с несоответствующими способами, если не постиг мантры в деяниях. Также откажись от четок, что были исправлены. Воздерживайся от четок, отмеченных сыростью и нечистотой. Не давай четки людям, которые не обладают никакими сердечными обязательствами. Если же даруешь [тем, кому не дарованы] сердечные обязательства, то будут повреждены действительные достижения-сиддхи.
    Четки соответствуют внешним, внутренним или тайным способам [практики] мантры. Таким образом явно проявляются [действительные достижения] и явно появлется упадок. Храни с помощью понимания трёх последовательностей [действий] и пр.
    Внешние четки предстают как украшение. Они отделены для [использования в] деяниях и соизмеряют количество и пр. Внутренние четки приводят к приближению, что показано выше, посредством обширности [пространства]. Тайные четки не постигаются во время практики и осуществления активностей. Храни всё пока есть тело и одежда. Действуя, как показано выше, в скором времени достигнешь осуществления всех желаемых деяний, обладая сердечными обязательствами.
    Поскольку ценные четки из драгоценностей и пр., увеличивают духовную заслугу, то храни их. Но если увидит кто-то другой, то появится упадок. Из-за отсечения драгоценностей придешь к устранению сердечных обязательств. Поэтому важно скрывать сердечные обязательства.
    Даже если четки чрезвычайно просты, не украшай ими себя как учителя. Ведь тогда [твои обязательства] смогут обнаружить и другие, когда увидят. Также [испрашивай] ключевые моменты о сокрытии для сердечных обязательств.
    Сердечными обязательства является хранение четок, соответствующих способу и виду. Четки для божества пребывают в обетах. Не отходи от наставлений, что показаны в тантрах и текстах гуру. Следует понимать всё посредством острой практики сердечных обязательств.
    Важно обладать этими и другими сердечными обязательствами.
    Здесь в краткой форме разъясняется перечисление. Если желаешь [узнать] детальную историю, то понимай это как возникшее из других тантр.
    Сердечные обязательства.
    Я разъяснил суть четок ради [линии] от отца, могущественного владыки настоящего, к сыну, последователей, что появятся в будущем, и сути желаемого для пришедших к мантре. Это разъяснение было собрано из сутр и мантр Падмасамбхавой, что подобен и мне. Оно обладает возможностями сути украшения учений, сути мудрости и методов, двух скоплений, может поколебать три бытия и пр. Поэтому оно являет удовольствие в неколебимой ясности для обладающих острым [умом] последователей! Если осуществлять практику текста, то возникнет и способ [реализации]. В потоке [бытия] возникнут качества и ясновидение. У тех, кто разбрасывает лотос причины и плода, наступит паралич и не возникнет сущностный плод. Что еще необходимо сказать о достижении изначальной мудрости и божества? Ведь невозможно осуществить ничего для мирского демона. Тот, кто не обладает божеством, предстает как обычный, не являющийся лучшим. Чтобы обычные мужи, что не предстают [как обладающие] острым [умом], и отравленные земли были отмечены стопами и лидерством учителя,  снисходит [учение] причины и плода! Пусть появится понимание у сынов в будущих поколениях!
    Пусть повстречается тот, кто обладает судьбой!
    Сердечные обязательства. Печать. Печать. Печать. Скрытая печать. Печать ума. Печать сокровищницы. Дхатхим. Да будет благо.