1 Элемент


    Первое. Элемент. Кег-дерево, Джи — огонь, Кунг — земля, Шанг — металл и У — вода — известны как [элементы] великих родов.
    Все они так определяются по-отдельности.
    Голос прерывистый, хриплый и неровный — Кег, элемент дерева. Относится к семейству Га, Ла [находится] в Овце. Говорит сквозь зубы — Джи, элемент огня. Относится к семейству Го и Ла в Козле. Зажатое дыхание изнутри живота — Кунг, элемент земли. Относится к семейству Донг и Ла в Олене. Рот открыт, язык прижат, [звуки] выходят вместе с дыханием через ноздри — Шанг, элемент металла. Относится к семейству Ра и Ла в диком осле. Губы сжаты [или] губы вытянуты трубочкой — У, элемент воды. Относится к роду Дру, Ла находится в Яке. Всё это пять великих родов.
    Некоторые (Некоторые последователи Пхугпа, Карма Нгелег и другие) говорят, что если не понимаешь [к какому семейству относится,] то [относится к] Донг. Но это традиция глупцов. Это — противоречит текстам, опровергается логикой и очень абсурдно. [Почему?] Если не понять источник рода, то что можно сказать там про определение исходя из сущности. Если же объединять родом Донг, то изьяном будет то, что тогда большинство [людей] становится [относящимся к роду] Донг и [все] роды Тибета становятся одним. Также тогда нет необходимости и в определении [рода].
    Некоторые (Дхармабхадра, Шиладхаджа и другие.) [говорят, что] поскольку не виден источник рода, то большинство расчётов рода видятся как ненужные. Это также является традицией, которая преподносит глупость. [Почему?] Потому что в Тибете нет никого, кто был бы свободен от пяти элементов рода. Мудрый вначале должен испросить про происхождение рода. Если же трудно понять, то должен определить [по характеристикам]. Определившись с этим, осуществит предсказание-прогноз.
    Хотя этот способ и кажется не имеющим связи [ни с чем], он является природой расчётов астрологической науки в отношении любого изложения чудесного познаваемого благодаря явному виду на основании сокрытого.