146 лагородное [учение]. Сутра Великой Колесницы. Заклинание-дхарани драгоценного светильника

Библиотека - Канонические работы - Кангьюр - Дхарани

Благородное [учение]. Сутра Великой Колесницы  «Дхарани Ратнолки»

ārya-ratnolka-nāma-dhāraṇī-mahāyāna-sūtra

    Первый раздел

    Простираюсь перед всеми Просветлёнными и бодхисаттвами!
    Так я слышал однажды.
    Благословенный находился на Гридхракуте в Раджагрихе вместе с большим благим собранием монахом, числом тысяча, что были сведущими в изучении безграничного скопления мудрости, провозглашали великий львиный рык [учения], были совершенны в светлом учении. [Там же находилось] великое благое собрание бодхисаттв, среди которых были бодхисаттва-махасаттва Самантабхадра, бодхисаттва-махасаттва Ратнамудрапани, бодхисаттва-махасаттва Нитьодьюкта, бодхисаттва-махасаттва Гунааламкара, бодхисаттва-махасаттва Пуньяпарикиртита, бодхисаттва-махасаттва Махамати, бодхисаттва-махасаттва Гунавьюха, бодхисаттва-махасаттва Ваджрамати, бодхисаттва-махасаттва Ваджрагарбха, бодхисаттва-махасаттва Ваджрапрабха, бодхисаттва-махасаттва Ваджрашастра, бодхисаттва-махасаттва Ваджрадридха, бодхисаттва-махасаттва Гандхара, бодхисаттва-махасаттва Дхаранамати, бодхисаттва-махасаттва Даршанасарвартха, бодхисаттва-махасаттва Авалокитешвара, бодхисаттва-махасаттва Махабалапрапти, бодхисаттва-махасаттва Матидхира, бодхисаттва-махасаттва Ваджрапани, бодхисаттва-махасаттва Манджушри, бодхисаттва-махасаттва Дургатихана, бодхисаттва-махасаттва Сарвадухкхандхахана, бодхисаттва-махасаттва Пракаравишкамбхана, бодхисаттва-махасаттва Агрихнатианикшипта, бодхисаттва-махасаттва Чанданагарбха, бодхисаттва-махасаттва Матисамудра, бодхисаттва-махасаттва Самбхавагадха, бодхисаттва-махасаттва Притисамбхава, бодхисаттва-махасаттва Чарьямати, бодхисаттва-махасаттва Пратибхатикута, бодхисаттва-махасаттва Джавагарбха, бодхисаттва-махасаттва Майтрейя. Эти и другие бодхисаттвы-махасаттвы находились в намыслимом полном освобождении, явно предстали силой глубокого сосредоточения «Шествия как герои», неразрушимые звуками и мелодиями, сведущие в великолепии безграничных полей Просветлённых, пребывающие в неустрашимости, свободные от привязанности и гнева, обладающие приятным для ума голосом, не привязанные к трём сферам [бытия], не разделяющие слуг и прислугу, определенно возникшие из всезнания, обладающие неизмеримыми глубоким сосредоточением-самадхи и погружением в медитативное равновесие, полностью осуществившие все чаяния, постигшие в понимании парамиту мудрости, верящие в наличие крайней точки у деяний тела, речи и ума, явно усердствующие в сути всезнания, благословленные в неизмеримые глубокое сосредоточение и практику, обретшие неустрашимость, действующие с объектом в виде пустоты, пребывающие в отсутствии характеристик.
    Затем бодхисаттва-махасаттва Самантабхадра, который находился среди собравшихся в окружении-свите, простерся головой к стопам Благословенного. И после этого сказал Благословенному следующее:
    Благословенный! Как постичь дхармовое пространство?
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Дхармовое пространство постигается как не материальное.
    Сын семьи [благородных]! Дхармовое пространство постигается как подобное небесному пространству, не имеющее прикрас, без прикрас, не получаемое, не отбрасываемое, не материальное, не пребывающее.

    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Благословенный! Как же тогда возникает дхармовое пространство?
    Благословенный ответствовал:
    Сын семьи [благородных]! Дхармовое пространство не возникает.
    Сын семьи [благородных]! Дхармовое пространство не охватывается помыслами.
    Сын семьи [благородных]! Дхармовое пространство постигается как не материальное. Там даже частичку [материи] невозможно указать [словами]. [Поэтому] и невозможно осуществить разъяснение.

    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Благословенный! Что существует в виде аспектов у просветления?
    Благословенный ответствовал:
    Сын семьи [благородных]! Аспект просветления неизмерим. И так [показывается] невозможность разъяснить это как обладающее измерением.
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Благословенный! Предстает ли дхармовое пространство в помыслах?
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Дхармовое пространство неконцептуально.
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Благословенный! Если дхармовое пространство неконцептуально, то ради чего осуществляется анализ обычными ребячливыми существами?
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Все ребячливые обычные существа появляются из помыслов, мыслей, совершенного анализа.
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Благословенный! Это просветление Татхагат — глубоко!
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Это так. Это соответствует сказанному!
    Сын семьи [благородных]! Дополнительно, отсутствие прикрас у всех дхарма-частиц называется «Просветление».

    Затем Манджушри, находившийся среди собравшихся, простерся головой к стопам Благословенного и сказал Благословенному следующее:
    Прошу Благословенного разъяснить дхарани «Драгоценный светильник»!
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Бодхисаттва Самантабхадра пребывает в неразрушимой уверенности во всех учениях! Пусть спросит про это! Благодаря этому разъясню и тебе!
    Затем Манджушри встал перед Благословенным и соединил вместе ладони, десять пальцев. [Сделав так,] сказал следующее Благословенному:
    Почему Всезнающий, всевидящий, Благословенный не дает разъяснений?
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Как стать обладающим качествами, подобными этому бодхисаттве? Для этого надо пребывать в равновесии Татхагат.
    Манджушри сказал:
    Благословенный! Татхагаты не пребывают в равновесии.
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Я не пресекаю сферы живых существ. Сын семьи [благородных]! Учение бодхисаттв — неизмеримое учение и учение, чтне охватывается умом.
    Затем Манджушри сказал также следующее Благословеному:
    Прошу, чтобы Благословенный разъяснил дхарани «Драгоценный светильник»!
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Пусть бодхисаттва Самантабхадра спросит про это. Из-за этого разъясню и тебе. Почему? Сын семьи [благородных]! Это святое существо пребывает в скоплении изначальной мудрости.
    Манджушри сказал:
    Если Татхагата подумает обо мне, то я буду вопрошать это святое существо.
    Благословенный сказал:
    Манджушри! Если ты обретешь равные числу песчинок тончайшие крупицы глубокого сосредоточения, то какая будет тогда необходимость в обращениях к Татхагате? Сын семьи [благородных]! Ты обладаешь судьбой для [постижения] всех учений Просветлённого.
    Манджушри сказал:
    Благословенный! Я почитаю все учения Просветлённого, многократно осуществляю медитации, и осуществляю изучение действий Татхагаты в отношении всего.
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Хорошо! Хорошо! Тобой хорошо были сказаны такие слова! Манджушри! Благодаря тому, что я обратился к тебе, ты спросил бодхисаттву Самантабхадру.
    Затем Манджушри сказал следующее Благословенному:
    Благословенный! Этот бодхисаттва Самантабхадра разъясняет наиглубочайшее. Полностью анализирует как постигать Великую Колесницу.
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Ты являешься царем владыки всех учений. Поэтому не говоришь со мной. Также, сын семьи [благородных], ты обладаешь неохватываемым умом глубоким сосредоточением пребывания в пустоте.
    Затем Манджушри сложил вместе ладони по направлению к бодхисаттве Самантабхадре. И простершись, сказал бодхисаттве Самантабхадре следюущиее:
    Как чудесно! Сын Победоносного! Если ты для меня выделишь время, то я смог бы спросить о паре строф?
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Сын семьи [благородных]! Если понимаешь, что пришло для этого время, то спрашивай.
    Затем Манджушри сказал следующее бодхисаттве-махасатве Самантабхадре:
    Как чудесно! Сын Победоносного! Каково значения основания для назвазвания «Просветлённый» у Просветлённого?
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Сын Победоносного! Суть основание Просветлённого — суть отсутствие основания. Суть основание Просветлённого — суть отсутствие частичек материи. Суть основание Просветлённого — суть то, что не охватывается умом. Суть основание Просветлённого — суть то, что равно несравненному. Суть основание Просветлённого — суть то, что не имеет прикрас. Суть основание Просветлённого — суть то, что не украшено. Суть основание Просветлённого — суть то, то не обретается. Суть основание Просветлённого — суть то, что не отбрасывается. Суть основание Просветлённого — суть то, что подобно небесному пространству. Суть основание Просветлённого — суть то, что не разъяснимо. Сын семьи [благородных]! Собственная природа учения просветлённого подобна такой.
    Манджушри сказал:
    Как чудесно! Сын Победоносного! Если все учения не имеют прикрас, то как показать понимание учений Просветлённого?
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Сын Победоносного! Это разъяснение — отсутствует в разъяснении.
    Манджушри сказал:
    Как чудесно! Сын Победоносного! Почему разъясняется, если отсутствует в разъяснении?
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Манджушри! Отсутствие в разъяснениях — указывается как обозначение.
    Манджушри сказал:
    Как чудесно! Сын Победоносного! Как обозначением осуществляется приписка?
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Манджушри! Приписками также не отмечается материя. Даже остутствие материи не отмечается.
    Манджушри сказал:
    Как чудесно! Сын Победоносного! Если обозначениями не помечается материя и не отмечается и отсутствие материи, то как разъяснить три Колесницы?
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Манджушри! Ты не формируешь дхармовое пространсвто в качества привязанности к отсутствию страсти. Почему так? Манджушри! Поскольку Татхагата разъяснял «отсутствие материи у всех дхармо-чатиц», то Почему ни в чем нет частиц [материи]? Поскольку пять совокупностей незримы.
    Манджушри сказал:
    Просветление является прикрасами или отсутствием прикрас?
    Бодхисаттва Самантабхадра сказал:
    Сын семьи [благородных]! Просветление — не является также и прикрасами [ума]. Но не является также и отсутствием прикрас. В соответствии с этим, просветление является нераздельностью двойственности отсутствий и двойственности наличия прикрас и отсутствия прикрас.
    Затем Благословенный одобрил махасаттву Самантабхадру, сказав «Сын семьи [Благородных]! Это учение не охватывается умом! Хорошо! Хорошо!». Когда была сказана такая речь, на мир, вместе с богами, спустилась темнота.
    Манджушри сказал:
    Благословенный! Невозможно для поиска подобное такому разъяснение учения.
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Это так. Подобно тому что сказано.
    Затем Манджушри сказал Благословенному следующее:
    Благословенный! Все дхармо-частицы отмечены такими обозначениями.
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Это так. Подобно тому что сказано.
    Затем бодхисатва Самантабхадра сказал следующее Благословенному:
    Благословенный! Эти совершенно чистые врата — трудно осуществить в вере.
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Это так. Подобно тому что сказано.
    Затем к Благословенному обратился бодхисаттва Матисагара со следующими словами:
    Благословенный! Бодхисаттва Самантабхадра провозгласил благостно это учение о вратах совершенной чистоты!
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Это так. Подобно тому как было сказано.
    Сын семьи [благородных]! Дополнительно, это собирает [в себе] причины всех учений. Это — великий дождь учения.

    Затем брамин, подобный великому дереву сала, покоился в равностности. Благодаря этому обратился к Благословенному:
    Благословенный! Просветление есть неохватываемая умом равностность.  В ней не увидишь записей. И не увидишь слогов.
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Это так. В дхармовом пространстве не возникают слова и слоги. И даже никакой объект не возникнет.
    Затем Манджушри сказал следующее Благословенному:
    Благословенный! Как тогда собрать причину пустоты? Каковы аспекты? Каковы знаки? Каковы характеристики?
    Благословенный сказал:
    Манджушри! Пустота отсутствует в выражении. Отсутствует в объяснениях. То, что является предметом веры в эту суть учения в виде невыразимости называется «пустотой». Эта пустота есть отсутствие слов. И поэтому называется «пустотой». Эта пустота отсутствует в разъяснениях. Поэтому называется пустотой.
    Сын семьи [благородных]! Все дхармо-частицы пусты сущностью  дхармо-частиц.

    Затем почтенный Шарадватипутра сказал следующее Благословенному:
    Благословенный! Бодхисаттва взирает на магические проявления, пребывающие в не охватываемом умом учении.
    Благословенный сказал:
    Почтенный  Шарадватипутра! Понимание бодхисаттвы, зародившего чистый настрой, является высшим. Понимание же архата не является подобным тому. Почему так? Когда архат пребывает долгое время в деяниях [на основании] учений Просветлённого, этот бодхисаттва становится Просветлённым, Благословенным.
    Затем бодхисаттва-махасаттва Сарвадхармараджа сказал следующее Благословенному:
    Благословенный! Какова суть сказанного Благословенным? Не обрету ли я при подобном изучении учения учеников-слушателей благодаря ученикам-слушателям?
    Благословенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Не так, что ученики-слушатели не обретают учения учеников-слушателей. Тем не менее, когда шравакам бодхисаттва задает естественно вопросы, он получает ответы. Это существует в силу  и возможности действий благословения поведения.
    Затем Манджушри сказал следующее Благословенному:
    Благословенный! Если это Шарадватипутра представил разъяснение в виде высшего тех, кто обладает мудростью Татхагат, то как разъяснить это учение?
    Благословенный сказал:
    Манджушри! Почему я не разъясняю это учение?
    Затем Манджушри сказал следующее почтенному Шарадватипутре:
    Почтенными обретаются учения учеников-слушателей?
    Сказано:
    Это не так.
    Манджушри сказал:
    Ты являешься обычным существом?
    Сказано:
    Это не так.
    Манджушри сказал:
    Ты ученый?
    Сказано:
    Это не так.
    Манджушри сказал:
    Ты являешься высшим, обладая мудростью?
    Сказано:
    Это не так.
    Манджушри сказал:
    Итак, почтенный Шарадватипутра не является обычным существом, не является ученым и также не является высшим, обладающим мудростью. Но ты обладаешь видением высшей реальности-таковости.
    Шарадватипутра сказал:
    Сын семьи [благородных]! Я святое существо, подобно океану глубокое, трудноизмеримое, для тебя не открытое.
    Манджушри  сказал:
    Почтенный Шарадватипутра! Ты благородный, главный и высший. Поэтому и говорят «Благородный Шарадватипутра».
    Почтенный сказал:
    Сын семьи [благородных]! Почему тобой не обретено ничего из частиц старости? Это не постигается явно.
    Сын семьи [благородных]! Приведу для тебя примеры для понимания непосредственой сути.
    Сын семьи [благородных]! Пример таков. Даже великая горная скала полностью разрушается небольшим важром.
    Сын семьи [благородных]! Подобно этому, если в единственной поре твоих волосков  находится мудрость, то там нет ни одной мельчайшей частички или песчинки, живого существа, что было бы подобно Я.
    Сын семьи [благородных]! Таков пример для тебя, поскольку понимается сама суть.
    Сын семьи [благородных]! Пример таков. Обладающий силой человек за короткое время подчиняет железным крюком буйвола или слона, даже если те ужасающие на вид.
    Сын семьи [благородных]! Подобно этому и ты обладаешь силой. А самость обладает малой силой, будучи подобным слону. [Поэтому ты] И способен командовать [своим] Я.

    Затем почтенный Шарадватипутра сказал следующее Благословенному:
    Благословенный! Пример таков. Если не способен увидеть город или придти в какое-либо место незрячий человек, то будет ли помехой какой-либо взгляд для проказы, что идёт из дома в дом? Это не является состоянием.
    Подобным образом и я, находясь перед этими соответствующими великими слонами, вижу то, что соответствует слепцу. И эти учения Просветлённого предстают как обширнейшие в этом лишь виде.
    Я не являюсь сосудом учений Просветлённого. Как же я могу сейчас подойти?

    Благословенный сказал:
    Шарадватипутра! Не говори так.
    Шарадватипутра!  Пример таков. Свет Татхагаты соприкасается со всеми живыми существами и все они получают учения Просветлённого.
    Шарадватипутра! Таким образом ты обрел неохватываемое умом и безграничное глубокое сосредоточение.

    Когда Благословенный разъяснил это перечисление учений, появилось явное постижение учения у 92 тысяч живых существ среди богов и людей.
    Затем бодхисаттва Дхармамати погрузился в равновесие в глубокое сосредоточение бодхисаттв под названием «Бескрайняя йога драгоценого светильника». Бодхисаттва Дхармамати, незамедлительно после погружения в равновесие, благодаря многочисленным крупицам частиц десяти тысяч земель Просветлённого, Благословенного, увидел непосредствено лик Просветлённых из [пребывающих] вовне крупицах частиц десяти тысяч земель Просветлённого, сфер мироздани якаждого из десяти направлений. И все эти Просветлённые, Благословенные также собрались [в собрание] под названием Ваджрагарбха. Подобно тому, из десяти направлений, как соответствующих одному, единому, эти Просветлённые, Благословенные сказали следующее:
    Дхармамати! Таким образом ты, бодхисаттва, погружаешься в равновесие в бескрайней йоге глубокого сосрдотоечения бодхисаттв! Хорошо! Хорошо!
    Сын семьи [благородных]! Это показывается как разъяснение учения благодаря молитве-благопожеланию  прошлого, Благослвоенного, Татхагаты Вайрочаны, благословению прошлого и корням твоей добродетели. [Почему?] Поскольку полностью даруется обучение всем учениям; полностью очищается изначальная мудрость Просветлённого; осуществляется полное увеличение изначальной мудрости Просветлённого; осуществляется вхождение в дхармовое пространство; полностью освобождаются сферы живых существ; входишь и погружаешься в бесстрастную изначальную мудрость; осуществляешь связывание со всем; говоришь на всех языках; осуществляешь вхождение в изначальную мудрость всезнания; делаются отсутствующими завесы у всех учений; осуществляется вхождение в разъяснение учения полного постижения трёх времён. Все эти собрания характеристик крупиц из частичек десяти земель Просветлённых, татхагат из десяти направлений служит благословением для тебя.
    Благодаря этому, для этого сына семьи [благородных] в силу благословения Просветлённых и силы Просветлённых разъясняется учение начиная с десяти детальных изложений бодхисаттв. Пусть же зародится вдохновение в отношении этого!

    Затем эти Просветлённые, Благословенные установили для бодхисаттвы Дхармамати сияние неразрушимой изначальной мудрости, отсутствие завес, отсутствие пресечения, суть дхары незабывачивости, изначальную мудрость отсутствия различий, отсутствие ошибок, подавление величием, бесстрашие, суть дхармы отсутствия уменьшения, благие высказывания. Почему так? Поскольку обретается суть учения в этой сути подобного глубокого сосредоточения-самадхи.
    Затем Просветленные, Благословенные простерли правую руку и прикоснулись к голове бодхисаттвы Дхармамати. Как только Просветленные, Благословенные прикоснулись к бодхисаттве Дхармамати, незамедлительно бодхисаттва поднялся из глубокого сосредоточения-самадхи и сказал для них следующее:
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это семейство бодхисаттв безгранично в силу дхармового пространства и чрезвычайно обширно, поскольку охватывает края элемента пространство.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Подобные таким бодхисаттвы-махасаттвы рождались в семестве Благословенных и Просветлённых прошлого. Будут рождаться в семействе Просветлённых, Благословенных будущего. Рождаются в семействе Просветлённого, Благословенного, появившегося в настоящем.

    Затем эти бодхисаттвы сказали следующее бодхисаттве Дхармамати:
    Как чудесно! Сын Победоносного! Каковы эти бодхисаттвы-махасаттвы, рождённые в семье всех Просветлённых, Благословенных прошлого, будущего и настоящего? Откуда надо начинать? Скажем следующее.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Пусть будут разъяснены эти десять детальных описаний бодхисаттвы из бодхисаттв!

    Сказал так и бодхисаттва Дхармамати сказал этим бодхисаттвам следующее:
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Эти десять детальных описаний бодхисаттвы для всех бодхисаттв провозглашались Просветлёнными, Благослвоеными прошлого, будущего и настоящего, провозглашаются и будут провозглашаться. Какие десять? Это: детальное описание бодхисаттвы, зародившего первичный настрой; детальное описание бодхисаттвы-новичка,  [бодхисаттвы] практикущего йогу, рождающийся как муж, совершенный в йоге, достигшего совершенства помыслов, не-возвращающийся, ставший юношей, регент, обретший посвящение.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Эти десять пунктов детального описания бодхисаттвы среди бодхисаттв провозглашались Просветлёнными, Благословенными прошлого, будущего и настоящего, будут провозглашаться и провозглашаются.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково там детальное описание бодхисаттвы, зародившего первичный настрой?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Здесь бодхисаттва, зародивший первичный настрой, незамедлительно после того как увидит Благословенных, Просветленных, услышит про благую форму, прекрасный [вид], обширный хороший цвет [тела], величие, огромное великолепие, увидит проявление магических форм, увидит проявление речей повсюду, увидит проявление последующего учения, увидит страдания живых существ или услышит обширное провозглашение [учения] Татхагаты, то возжелает изначальную мудрость знания всех аспектов и незамедлительно направит ум к непревзойдённому, истинно совершенному просветлению.
    Как только зародит настрой, незамедлительно посредством этого полностью придерживается десяти пунктов того, что трудно успокоить. Какие десять? Это: знание местопребывания возвышенного воззрения и отсутствия местопребывания; знание о правильном получении учения и действий прошлого, будущего и настоящего; знание пути существ повсюду; знание разнообразия многочисленных элементов-дхату; знание веры и многочисленных [видов] полного освобождения; знание высших и не являющихся такими способностей; основанное на медитативном равновесии, полном освобождении, глубоком сосредоточении-самадхи, знание всех омрачений-клеш, полного очищение и возникновения; знание ио памятовании мест прошлого; знание божественного глаза; знание об истощении загрязнения. [Это бодхисаттва] полнолстью придерживается этих десяти трудных для осуществления пунктов.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы, зародившего первоначальный настрой.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Этот бодхисаттва-махасаттва, зародивший первичный настрой, связан с подношениям Просветлённым и предметами счастья бодхисаттв. Для него провозглашается правильным образом становление владыкой мироздания, становление высшим, подавление величием, встреча с бескрайними Просветлёнными, осуществление йоги в глубоком сосредоточении полного умиротворения; полное отбрасывание колеса циклического существования, полный поворот колеса святого учения; полная защита живых существ от страдания. Почему так? Поскольку незамедлительно после зарождения подобного настроя, он по большей части связывается со всеми учениями Просветлённых и обретает отсутствие вхождения в соотношение с другими, отличающимися от связывания сущности со всеми состояниями, услышанными от всех, кто пребывает как высший.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы, зародившего первичный настрой.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково детальное описание бодхисаттвы новичка?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Здесь бодхисаттва-новичок зарождает десять аспектов настроя как суть начала для живых существ. Какие десять апектов? Это — настрой для привнесения пользы, настрой для привнесения счастья, любящий настрой, мягкий настрой, прекрасный настрой, отмеченный пользой настрой, защищающий всех настрой, настрой равенства, настрой учителя-ачарьи, настрой учителя. [Он] зарождается эти десять аспектов настроя.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это - бодхисаттва-новичок.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Бодхисаттва-новичок придерживается писаний и связывается с повтоернием молитв. Услышав про многое, связывается с полным уединением.
    Будучи в полном уединении, связывается с радостью по отношению к добродетельному другу. Явно радуясь добродетельному другу, связывается с счастьем благодаря советам. Будучи счастливым из-за советов, связывается [с правильными] помыслами. Будучи [связанным с правильными] помыслами, связывается с бесстрашием. Став бесстрашным, связывается с пониманием сути. Будучи понимающим суть, связывается со следованием учению. Будучи следующим учению, связывается с сутью незабываемого учения. Приведя затемнения к исчезновению, связывается с пребыванием в аспектах учения. Почему так? Поскольку незамедлительно после того как зародится подобный настрой, он являет по большей части усердие непосредственно во всех учениях Просветлённых и обретает отсутствие вхождения в соотношение с другими, отличающимися от связывания сущности со всеми состояниями, услышанными от всех, кто пребывает как высший.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание начинающего бодхисаттвы.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково здесь детальное описание бодхисаттвы, осуществляющего йогу?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Здесь бодхисаттва, осуществляющий йогу, осуществляет постижение дхармо-частиц десятью аспектами созерцания. Какие десять? Это: все дхармо-частицы постигаются как непостоянные; у всех дхармо-частиц постигается суть как страдание;  суть как отсутствие сущности; пустотность; неколебимость; суть отсутствия облегчения; суть отсутствия местопребывания; суть неконцептуальности; суть отсутствия усилий; постигает суть отсутствия явных намерений. Поскольку следует учению, то не осуществляет в виде связывания-йоги. Но также не осуществляет и отсутствие связывания.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы, осуществляющего йогу.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Этот бодхисаттва, осуществляющий йогу, связывается с анализом элементов эивых существ, с анализом дхармового пространства, с анализом элементов мироздания. Связывается с анализом элемента земля. Связывается с анализом элемента вода, элемента огонь, элемента ветер, элемента пространства, элемента формы, элемента отсутствия форм. Почему? Поскольку подобным образом входит по большей чати в сияние всех учений и обретает отсутствие вхождения в соотношение с другими, отличающимися от связывания сущности со всеми состояниями, услышанными от всех, кто пребывает как высший.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы, осуществляющего йогу.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково детальное описание бодхисаттвы, родившегося мужем?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Здесь бодхисаттва, родившийся мужем, благодаря десяти осуществлениям полного анализа является мужем в отношении благородных речей. Какие десять? Это: отсутствие отказа от самого учения; полное осуществление при становлении на абсолютный уровень веры, что не разделяется по отношению к Просветлёному; [взращивание] намерения в отношении истинного учения; полный анализ в отношении живых существ; полный анализ в отношении земель; полный анализм в отношении мироздания; полный анализ в отношении деяний-кармы; полный анализ в отношении полного созревания; полный анализ в отношении циклического существования; полный анализ в отношении нирваны. Благодаря осуществлению этих десяти совершенных тренировок, он является мужем в отношении благородных высказываний.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это - бодхисаттва, родившийся как муж.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Этот бодхисаттва, родившийся как муж, связывается с полным анализом равенства учения Просветлённых прошлого, связывается с полным анализом равенства учений Просветлённых будущего, связывается с полным анализом равенства учений Просветлённых настоящего, связывается с полным анализом равенства учений всех Просветлённых; связан с полным анализом истинного осуществления учения Просветлённых прошлого; связан с полным анализом истинного осуществления учения Просветлённых будущего; связан с полным анализом истинного осуществления учения Просветлённых настоящего; связан с полным анализом истинного осуществления учения всех Просветлённых; связаны с совершенным анализом сути равностности полного осуществления учения Просветлённых прошлого; связаны с совершенным анализом сути равностности полного осуществления учения Просветлённых будущего; связаны с совершенным анализом сути равностности полного осуществления учения Просветлённых настоящего; связаны с совершенным анализом сути равностности полного осуществления учения всех Просветлённых.

    Почему? Он подобным образом по большей части осуществляет постижение сути равенства трёх времен и обретает отсутствие вхождения в соотношение с другими, отличающимися от связывания сущности со всеми состояниями, услышанными от всех, кто пребывает как высший.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы, родившегося мужем.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково там детальное описание бодхисаттвы, совершенного в йоге?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Здесь бодхисаттва, совершенный в йоге, во всех этих осуществлениях любых добродетельных действий полностью защищает всех живых существ; являет желание в отношении пользы для всех живых существ; связывается со счастьем для всех живых существ; действует с сердечной любовью по отношению ко всем живым существам; осущесвляет полное освобождение для всех живых существ; действует без вреда по отношению ко всем живым существам; джействует с искренностью по отношению ко всем живым существам; действует с верой по отношению ко всем живым существам; действует с дисциплиной ко всем живым существам; отказывается от совершенной нирваны из-за всех живых существ.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это - бодхисаттва, совершенный в йоге.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Для этого бодхисаттвы, совершенного в йоге, правильным образом провозглашается десять пунктов. Какие десять? Это: живые существа безграничны; живые существа бескрайни; нет числа живым существам; живые существа не охватываются умом; живые существа несравненны; живые существа неизмеримы; живые существа суть пустота; живые существа суть неколебимость; живые существа суть отсутствие-небытие; живые существа без собственной природы.
    Почему так? Он по большй части таким образом входит в настрой с отсутствием явного цепляния-фиксации [на идеях] и обретает отсутствие вхождения в соотношение с другими, отличающимися от связывания сущности со всеми состояниями, услышанными от всех, кто пребывает как высший.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы с совершенством в йоге.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково там детальное описание бодхисаттвы с совершенством помыслов?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Там бодхисаттва, совершенный в помыслах, действительно размышляет относительно учения Просветлённого, когда услышит десять учений. Какие десять? Это: приемлемость разъяснения того, что провозглашено Просветлённым и не провозглашено является истинными размышлениями в отношении учения Просветлённого; приемлемость разъяснения того, что провозглашается как Учение и не провозлашается, приемлемость разъяснения того, что провозглашается бодхисаттвам и не провозглашается - является истинными размышлениями в отношении учения Просветлённого; приемлемость разъясенния того, что провозглашается как практика бодхисаттв и не провозглашается - является истинными размышлениями в отношении учения Просветлённого; приемлемость разъяснения малой обширности сфер живых существ, большой величины сфер живых существ, обладания омрачениями как источником сфер живых существ, отсутствие обладания омрачениями-клешами как источником сфер живых существ, легкость дисциплинирования сфер живых существ, трудность дисциилинирования сфер живых существ, малая обширность дхармового пространства, большая ширь дхармового пространства;  разрушение сфер мироздания, отсутствие разрушения, наличие дхармового пространства или отсутствие дхармового пространства - является истинными размышлениями в отношении учения Просветлённого.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы с совершенством помыслов.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Для этого бодхисаттвы с совершенством помыслов провозглашается правильным образом десять вхождений в следование учению. Какие десять? Это: провозглашение как сути отсутствия характеристик всех дхармо-частиц; суть отсутствия характеристик всех дхармо-частиц; суть отсутствие материальности; суть небытие; суть лживость; суть обособленость; суть отсутствие сущности; суть  подобия иллюзии; суть подобие сну; правильным образом провозглашается как суть отсутствие концептуальности. Почему так? Поскольку нет каких-либо добавлений для него в подобном такому, то главным образом становистя обладающим полным увеличением возвышенных помыслов и обретает отсутствие вхождения в соотношение с другими, отличающимися от связывания сущности со всеми состояниями, услышанными от всех, кто пребывает как высший.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы с совершенством помыслов.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково там детальное описание бодхисаттвы не-возвращения?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Здесь бодхисаттва не-возвращения не отвращается от учения Просветлённого, если услышит про десять созерцаний. Какие десять? Это: отсутствие отказа от учений Просветлённых, даже если слышит «существует Просветлённйы» или «не существует»; отсутствие отказа от учений Просветлённых, даже если слышит «существует Учение» или «Не существует», «существует бодхисаттва» или «не существует», «существует практика бодхисаттвы» или «не существует», «бодхисаттва являет отречение в практике бодхисаттвы» или «не являет», «Татхагату ушли» или «не ушли», «Татхагаты придут» или «не придут», «Татхагаты, что появились сейчас» или «не появились в настоящем», «истощается изначальная мудрость Просветлёного» или «не истощается», «единственная характеристика трёх времен» или «не яваляется единственной характеристикой». Как чудесно! Сыны Победоносного!  Это - бодхисаттва не-возвращения.

    Как чудесно! Сыны Победоносного! Для этого бодхисаттвы не-возвращения провозглашается правильным образом десять потоков учения. Какие десять? Это: провозглашение правильным образом того, что все дхармо-частицы единичны и различны; многочисленны и одна; домыслы сути в отношении записей; приписки в записях в отношении сути; домыслы относительно нематериального как материального; домыслы относительно  материального как не материального; домыслы относительно отсутствия характеристик из-за характеристик; домысла относительно характеристик из-за отсутствия характеристик; домысла в отношении отсутствия обозначений из-за обозначений; домыслы в отношении обозначений из-за отсутствия обозначений. Почему так? Таким образом здесь главным образом показывается полное отречение из-за мастерства в отношении всех учений и обретает отсутствие вхождения в соотношение с другими, отличающимися от связывания сущности со всеми состояниями, услышанными от всех, кто пребывает как высший.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы не-возвращения.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково там детальное описание бодхисаттвы, ставшего юношей?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Здесь бодхисаттва, ставший юношей, обладает десятью постижениями учения. Какие десять? Это: обладает наличием плода действий тела; обладает наличием плода действий речи; обладает наличием плода действий ума; достижение рождения только лишь зарожденим настроя; постижение в отношении веры и осуществление понимания помыслов любой другой личности и других живых существ; полное понимание различных сфер живых существ; полное понимание различных [миров] сферы желаний; полное понимание различных [миров] сферы форм; полное понимание различных [миров] сферы отсутствия форм; быстрое непосредственное понимание ради существ, [явленное] в соответствии с временем.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это - бодхисаттва, ставший юношей.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Для этого бодхисаттвы, ставшего юношей, провозглашается правильным образом десять непосредственных практик в учении. Какие десять? Это: полное понимание земель Просветлённых; осуществление колебаний [силой] земли Просветлённого; благословение [силой] зесли Просветлённого; полный анализ земли Просветлённого; следование в земли Просветлённого; следование в неисчислимые сферы мироздания; испрашивание несичислимых вопросов; непосредственное формирование тела ума; отсутствие измерения в сявзывании с речью и звуками; достоверное провозглашение полного установления неисчислимых земель Просветлённого посредством зарождения настроя. Почему так? Так здесь главным образом связывается с мастерством в отношении полного осуществления-исполнения и обретает отсутствие вхождения в соотношение с другими, отличающимися от связывания сущности со всеми состояниями, услышанными от всех, кто пребывает как высший.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы, ставшего юным.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково здесь детальное описание бодхисаттвы регента?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Здесь бодхисаттва регент является сведущим в десяти действиях по постижению учения. Какие десять? Это: мастерство в отношении действий по постижению рождения живого существа; мастерство в отношении действий по постижению причины омрачений-клеш; мастерство в отношении действий по постижению связи привычных тенденций; мастерство в отношении действий по постижению связи с объектом; мастерство в отношении действий по постижению сути учения; мастерство в отношении действий по постижению осуществления [учения]; мастерство в отношении действий по постижению классификации сфер мироздания; мастерство в отношении действий по постижению знания края прошлого, края будущего и настоящего; мастерство в отношении действий по истинному постижению в отношении истины относительного уровня.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это бодхисаттва регент.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Для этого бодхисаттвы регента правильным образом провозглашается десять пунктов. Какие десять? Это: достоверное провозглашение мастерства в отношении царского дворца и окружения; повсеместный анализ царского дворца и свиты; вхождение в царский дворец и свиту; полный анализ в отношении царского дворца и свиты; [провозглашение] посвящения царя Учения; [провозглашение] благословения царя учения; [провозглашение] победы царя Учения; [провозглашение] местопребывания царя Учения; достоверное провозглашение предсказание царя Учения.
    Почему так? Главным образом с таким настроем здесь входит в осуществление отсутствия завес в отношении всех учений и обретает отсутствие вхождения в соотношение с другими, отличающимися от связывания сущности со всеми состояниями, услышанными от всех, кто пребывает как высший.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы регента.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Каково там детальное описание бодхисаттвы, получившего посвящение?
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Здесь бодхисаттва, получивший посвящение,  обладает десятью явными осуществлениями знания. Какие десять? Это: множество деяний, что полностью сотрясают сферы мироздания; многократное благословение неисчислимых сфер мироздания; многократный выход единственно умом из неисчислимых сфер мироздания; многократное осуществление полного очищения неисчислимых сфер мироздания; многократное постижение единственно ума неисчислимых живых существ; многократное взирание на неисчислимые сферы мироздания; мастерство в полном анализе при единственно размышлениях о поведении ума неисчислимых живых существ; мастерство в осуществлении постижения единственно умом способностей неисчислимых живых существ; мастерство в подчиении неисчислимых живых существ; мастерство в введении в суть всезнания неисчислимых живых существ.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Никто вплоть до бодхисаттвы, пребывающем на уровне регента, даже не способен постичь деяния тела этого бодхисаттвы, получившего посвящение, не способен постичь деяния речи, не способен постичь деяния ума, не способен постичь магические проявления, не способен увидеть магические проявления, не способен постичь взирание на прошлое время, не способен постичь формирующие факторы-самскары, не способен постичь видение умом; не способен постичь объект ума и не способен постичь объект изначальной мудрости.

    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — обретение посвящения.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Для этого бодхисаттвы, получившего посвящение, Просветлённые, Благословенные провозглашают правиьлным образом десять пунктов. Какие десять? Это — знание трёх времён; знание учения Просветлённого; знание нераздельности дхармового пространства; знание отсутствия середины и краев в дхармовом пространстве; заполняет обширным образом все сферы мироздания; озаряет все сферы мироздания; благословляет все сферы мироздания; полностью постигает всех живых существ; непосредственно постигает все дхармы; провозглашает безграничную изначальную мудрость Просветлённого. Почему? Поскольку частички, что подобны таким, погружают ум во всезнание.
    Как чудесно! Сыны Победоносного! Это — детальное описание бодхисаттвы, который обрел посвящение.

    Бодхисаттва Дхармамати пояснил десять детальных описаний бодхисваттв-махасаттв. Незамедлительно после этого в то же самое время [побуждаемые] силой Просветлённого стали сотрясаться шестикратно сферы мироздания мельчайших частичек десяти тысяч земель Просветлённого в каждом из десяти направления, полностью всколыхнулись, повсеместно полностью всколыхнулись, сотряслись, полностью затряслись, повсеместно полностью застрялись, поколебались, полностью поколебались, повсеместно полностью поколебались, [заполнились] ревом [ветра], полностью [заполнились] ревом [ветра], повсеместно полностью [заполнились] ревом [ветра], [заполнились] грохотом, полностью [заполнились] грохотом, повсеместно полностью [заполнились] грохотом, забеспокоились, полностью забеспокоились, повсеместно полностью забеспокоились.
    Благодаря силе Просветлённого и обретению сути учения явно ниспал дождь из облаков божественных цветов. Явно ниспал дождь из облаков божественного благоухания. Явно ниспал дождь из облаков божественных ароматов. Явно ниспал дождь из облаков божественных порошков, дождь из облаков божественных гирлянд, дождь из облаков божественных одежд, дождь из облаков божественных драгоценностей, дождь из облаков божественных лотосов, дождь из облаков божественных украшений и гирлянд, дождь из облаков божественных украшений. Возникли беззвучные звуки божественных цимбал. Возникло высшее божественное сияние. Зазвучали божественные рыки. Возникло это учение, охватывающее все сферы мироздания подобно дому владыки богов на вершине горы Меру на четырех континентах. Так чтонечего прибавить или удалить. Этими слогами и словами была показана сама суть. В силу Просветлённого бодхисаттвы появились в виде мельчайших частичек десяти тысяч земель просветлённых из внешних сфер мироздания мельчайших частичек десяти тысяч земель просветлённого. Появившись, заполнили обширным образом всё в десяти направлениях. Делав так, произнесли следующее:
    Как чудесно! Сын Победоносного! Ты таким образом показал эту суть учения бодхисаттв! Хорошо! Хорошо!
    Как чудесно! Сын Победоносного! Даже просто из-за имени  «Дхармамати» пришли из сферы мироздания под названием Дхармамегха непосредственно из-за Татхагаты по имени Дхармамати. Благодаря благословению Просветлённого возникли для всех там эти разъяснения учения. В разъяснениях этой сути в виде слогов и слов внутри [учения], что подобно такому колесу-чакре — нет ни избытка, ни недостатка.
    Как чудесно! Сын Победоносного! Мы подчинены тобой и в силу Просветлённого приходим в эту сферу мироздания. Пока мы будем появляться в этой сфере мироздания, до тех пор будут появляться мельчайшие частички десяти земель Просветлённого и бодхисаттв в домах владыки богов на вершине горы Меру во всех четырех континентах всех сфер мироздания десяти направлений.