187. Йога шести ветвей

Библиотека - Канонические работы - Тенгьюр - Комментарии на тантру

ṣaḍaṅga-yoga-nāma

Йога шести ветвей

    Простираюсь перед Ваджрапани, владыкой сокровенного!
    Так здесь [представлен] метод йоги шести ветвей. Здесь приводятся разъяснения, отвратившись от средней стадии. И всё постигается с помощью силы разъясненных позднее ветвей, что не разъяснялись ранее при отказе от внутренних ветвей. Например, это — дневная практика. Поскольку говорится про неё, дополнительно не говорят про ночную практику и делая так, последовательно осуществляют созерцание в силу этого.


    Подобным образом, хотя также и не разъясняются учения, что указывают на совершенство во всём, всё постигается с помощью разъясненных учений. Поэтому в этой тантре разъясняется три ветви, что соотносятся с каждой из ветвей. То, что предстает как первая ветвь, что разъясняется посредине, [представлена] здесь в устных наставлениях гуру. Поскольку провозглашается на основании тантр, когда собирается для других, то если придерживаться, то какие в это время еще необходимы устные наставления гуру? Поэтому с помощью сути осуществляй постижение на основании устных наставлений учителя-гуру в отношении всех разъяснений и пр. Также действуй, обладая гордостью мастерства в том, что является постигаемым на основании комментариев, составленных бодхисаттвами. Нет ничего, [отличающегося] от этого. Поэтому формируй понимание трёх ветвей, таких как медитативное погружение и пр.
    В других тантрах благодаря сути, что вкратце представляет здесь высказывания о шести йогах, постигаются как три ветви. Про это в дополнительной тантре Гухьясамаджи сказано: «Индивидуальное растворение, медитативное погружение, контроль жизненной силы, удержание, последующее памятование, глубокое сосредоточение — так [всё] устанавливается в шести ветвях йоги». Таким образом, предварительной практикой для медитативного погружения является индивидуальное растворение.
    Предварительные действия рецитации мантры [предстают как] контроль жизненной силы. Здесь звуками от рецитации мантры [осуществляется] нейтральная рецитация или ваджрная рецитация. Это называется захватыванием праны жизненной силы.
    Предварительное блаженство есть последующее памятование. Там звуками блаженства показывается глубокое сосредоточение.
    Таким образом суть йоги шести ветвей состоит в достижении шести [аспектов] как природы Просветлённого. Достижение [реализации] мирской йоги, что является внешней и обычной, предстает как медитативное погружение и рецитация мантры йогином-новичком. Благодаря этому блаженство и ум, что медитирует с анализом на чакре мандалы, [предстают как] мирское блаженство, что возникает из кармамудры и мудры изначальной мудрости, и блаженство ниспадающей собственной природы. Мирским блаженством [обретешь] мирской плод вплоть до уровня Акаништхи. Подобным образом, с помощью двух стадий реализуешь суть йоги, как мирской, так и превзошедшей мирское. Здесь посредством шести ветвей высшей йоги, что превзошла мирское, разъясняется соответствующим образом осуществление-реализация.
    Это индивидуальное растворение не соотносится с сознанием, таким как глаз и пр., что [взаимодействует] с объектами, такими как внешние формы и пр. Но взаимодействуешь с сознанием органов чувств, таких как глаз божества и пр. как внутренние объекты. Видение без анализа в созерцании пустоты всех внутренних дхарм — это видение всех частиц. Благодаря пустоте таким образом будешь взирать на них подобно изображению тела [в зеркале]. Таким образом видение отраженных форм Просветлённых трёх сфер называется «индивидуальным растворением». Такова первая ветвь.
    Затем [следует] медитативное погружение. Тут приходишь к уму, что собирается в полном понимании пустоты всех существующих частиц. «Постижение» - захватывание сути частиц ума. «Анализ» - особенное захватывание частиц. «Радость» - пребывание ума во всех частицах. «Блаженство» - совершенство, что не колеблется всеми частицами. Таким образом показывается пять ветвей медитативного погружения.
    Затем «Контроль жизненной силы» есть пресечение правого и левого [каналов], лаланы и расаны, и растворение в авадхути. Так прана жизненной силы постоянно входит на путь центрального [канала]. Благодаря йоге вдохов, пребывания-покоя и выдохов в авадхути, со слогом oṁ осуществляется вхождение, со слогом hūṁ пресечение, со слогом aḥ — появление земли. Формирование привыкания посредством луны, раху, природы Солнца, разъясняется как собственная природа контроля жизненной силы.
    Затем следует «Захватывание». Поскольку жизненная сила пребывает в бинду из-за вхождения праны жизненной силы в великого владыку в пупке, сердце, шее и межбровье, и вхождения в мандалу воды, огня и ветра., то она не появляется. Так разъясняется про ветвь захватывания.
    Затем следует ветвь последующего памятования. Поскольку видишь отражение ормы божества собственной веры, отбрасываются помыслы. Из него излучаются в три сферы [формы] природы различных мандал, что проявляются как обладающие формой излучения многочисленных лучей света. Это ветвь последующего памятования.
    Глубокое сосредоточение - привязанность к божеству собственной веры, [переживание] неразрушимого блаженства. Сказано: «Когда нет двойственности, [есть] однонаправленность ума». Эта ветвь глубокого сосредоточения провозглашалась Татхагатой.
    Здесь провозглашается в краткой форме йога шести ветвей. Йогин, что желает [обрести] сиддхи Махамудры на основании устных наставлений гуру, первого высшего и славного [просветлённого], писаний стотысячника, что обширны, [должен обладать] глубоким пониманием.
    Здесь разъясняются устные наставления по медитации на пути новичка в йоге шести ветвей. То, что провозглашается в других тантрах, [предстает] в приближении на основании дополнительной тантры Гухьясамаджи, короткой практики, садханы, великой практики. Сказано: «Медитируй с усердием в форме великой Ушниши во время приближения. Во время короткой практики [действуй] также. Медитируй на форму бурлящего нектара. В садхане [предстает] форма божества. Должно медитировать с усердием в йоге. Суть формы владыки, Просветлённого, анализируется как аспект в великой практике». Здесь другие сущностные строфы [говорят], что форма великой Ушниши есть форма Просветлённого всех трёх сфер. Когда возникает дхарма пространства, полностью полагаешься на сострадание. Во время приближения сперва осуществляй медитацию с помощью индивидуального растворения. Формируй устойчивость также с помощью ветви медитативного погружения. Относительно этого Благословенный [давал] обязательства: «Отбрось все помыслы и [яви] совершенные знаки в течении одного дня и ночи. Иначе, если не возникнет анализа, то в этой жизни мои слова станут лживыми». Знаки этого называются дымом и пр.
    Это не является [достижимым] с помощью мантр и пр. другими [способами]. В мантре осуществляй анализ с помощью любых практик на протяжении одного дня. Поэтому мантрик, отбросив ум, [связанный] с существованием и несуществованием, должен действовать,не соотносясь [с ними]. Когда делает так. На основании глубокой и незримой пустоты появляются знаки, такие как дым и пр.
    Сказано «Медитация на это всё» - определено [видение] Татхагаты.
    Сказано: «Благодаря йоге действия и связывания осуществляй практику трёх уровней». На основании этого осуществляй практику с помощью сотворения тела Просветлённых трёх уровней, глаз и пр.
    Таковы устные наставления о сути этого. Полностью осуществи анализ, начиная с лика. Там в соответствии с устными наставлениями учителя-гуру йогин сперва должен смотреть на пространству, как подобное дыму. Сам постигнешь в практике как то, что «не является миражем».
    Затем [появятся] как подобные отражению без постижения таковости, такие как подобие миражу, дыму и пр.
    Сперва — подобно дыму. Во вторых — подобно миражу. Третье — подобно пространству. Четвертое — подобно масляному светильнику. Пятое — подобно пространству без облаков. Такие знаки провозглашаются в Гухьясамадже и сети дакини. Дополнительно с ваджрной сети дакини сказано: «Благословенный [сказал]. После аспекта, что подобен иллюзии, и мгновенному сну, там [появляется] причина всезнания и полностью даруются сиддхи». Таким образом на основании учений Благословенного сперва характеристики в виде дыма и пр. как знаки медитации.
    Некоторые говорят «время достижений». Всё это формируется как отсутствие повреждений обязательств Татхагаты. Сказано: «Отбрось все помыслы. Анализируй на протяжении одного дня». Так показываются строгие слова Благословенного.
    Во время осуществления-реализации не сформируются в качестве каких-либо знаков мирской дым и пр., иллюзия и пр., поскольку в реальности возможны деяния дума, полыхания, сожжения. Например появится дождь из шафрана, цветов, драгоценностей, золота и пр. Поэтому Благословенный [говорил] про определенность в появлении дыма и пр. как знаков йоги шест и ветвей. Подобным образом говорится в тантре ваджрной сети дакини: «После медитации шести ветвей снова осуществи самоблагословение. Затем осуществи постижение знаков разрушения, что соответствуют последовательности». Так самоблагословение есть видение пустоты относительного уровня.
    Знаки индивидуального растворения проявляются как облака, дым и пр. Также там [проявляется] кончик масляного светильника. Затем всё собирается незагрязненным пространством без облаков. В других тантрах сперва всё предстает от полыхания и вплоть до завершению в бинду. В главе самадхи Маяджалы сказано: «Благословенный сказал. Это — самовозникшее, что возникает из пространства. Полыхание мудрости и изначальной мудрости, великий свет Вайрочана, сияние проявления изначальной мудрости, масляный светильник существ, светоч изначальной мудрости, великое великолепие и ясный свет, владыка гневной мантры, царь мантры знания, царь тайной мантры, осуществление великой сути». Этими двумя строфами в сети магического проявления Благословенный говорит сущностное также и про другие знаки. То, что проявляется из пространства без облаков, возникает естественным образом из пространства, поскольку отброшены все помыслы.
    «Полыхание мудрости и изначальной мудрости» проявляется подобно полыханию.
    Сказано «Великий света, Вайрочана». Это проявление подобно Луне и предстает как сияние проявлений изначальной мудрости как таковость. «Масляный светильник существ» - проявление Солнца. «Светоч изначальной мудрости» - проявление, подобное Раху. «Великое великолепие и ясный свет» - проявление подобное молнии. «Владыка гневной мантры, царь мантры знания» - проявление бинду и предстает как аспект синей мандалы Луны. «Царь тайной мантры, осуществление великой сути» - проявление частиц трёх сфер всех аспектов. Всё это подобно иллюзии и сну и видится с помощью йоги индивидуального растворения и предстает как формирование способности глаза.
    Затем следует связывание контролем жизненной силы. Благодаря йоге, что связывает все эти формирования [действий], осуществляется практика трёх уровней. Это суть того, что говорится: «Обладаешь сущностью того, что устойчиво и движется, характеристиками сферы желаний, форм и отсутствия форм». Подобным образом говорится в сети Ваджрадакини: «Три сферы того, что движется и не движется, формируются как не имеющие тела, пока существуют все сферы мироздания и пока есть обладание ваджрным телом». Таковы определенные «Шесть йог», что [провозглашались] Благословенным.
    Также говорится в Гухьясамадже: «Нет ни материи, ни медитации. Не является ни действием медитации, ни медитацией. Таким образом, поскольку нет материи и частиц, то нет медитации в созерцании». Здесь отсутствие частиц — как пространство без облаков.
    Медитация — индивидуальное растворение. Сказано: «Не медитируй на отсутствие материи». Здесь объекты медитации индивидуального растворения являются пространством без облаков. Поэтому не существуют также и в медитации, поскольку свободны от концептуальной медитации. Таким образом, даже если видишь благодаря индивидуальному растворению частицы, они не являются материальными. Будучи не аналитическим, все частицы, что проявляются в прошлом, будущем и настоящем — видятся как нематериальные.
    Затем сказано Благословенным: «Поскольку медитируешь в индивидуальном растворении, не созерцаешь в медитации помыслы». Эта медитация Благословенным также указывалась в Праджня-парамите: «Затем владыка богов Шакра сказал следующее почтенному Субхути: Благородный Субхути! Как обнаружить йогу в праджня-парамите? Субхути сказал: Каушика! Желая связываться с пространством, будешь тренироваться в праджня-парамите». Таким образом медитация Махамудры соответствует отражению формы и иллюзии, подобна небу без облаков. Так говорил Благословенный.
    Таким образом разъясняются ветви приближения посредством индивидуального растворения и медитативного погружения.
    Затем, благодаря сущности формы бурления нектара говорится про прану. Здесь также два аспекта. Так в дополнительной тантре Гухьясамаджи сказано: «Благословенный привнес собственную природу пяти драгоценностей и [даровал] благословение пяти Просветлённых. Когда что-либо появляется с помощью вышеуказанных форм, медитируй на кончик носа». Так как сказано так, здесь [говорится] про пять элементов, таких как земля и пр., как субъектов пяти мандал в расане, что звучат пятью драгоценностями.
    Дыхание этого владыки в виде собственной природы пяти драгоценностей входит в правую ноздрю. Подобным образом пять скоплений-скандх, таких как сознание и пр., субъектов пяти мандал лаланы в виде пяти Просветлённых, благословляются ими и входят в левую ноздрю. Возникновение сферических форм здесь сливаются воедино в авадхути, центре ветра жизненной силы мандал справа и слева, что показаны выше. Этот ветер жизненной силы, что слился воедино, также возникнув в форме сферы, [появляется] на кончике носа. Медитируй так.
    При этом звуки из кончика носа появляются в центре пупка, сердца, шеи, межбровья, лотоса ушниши. Так медитируй на кончик носа.
    Такова медитация на кончик носа. [Концентрируйся] на пупок с лотосом посреди между правым и левым [каналами]. Подобным образом благодаря захватыванию жизненной силы. Обладающей природой сферы в месте бинду, показывается захватывание сущности. Подобным образом практика двух ветвей [предстает] как форма бурлящего нектара. Также показывается [таким образом] и ваджрная рецитация высшей реальности как практика приближения.
    Рецитация, что не повреждает ветвей, не движется в правом и левом каналах. Увидев форму ушниши, позже мантрик осуществляет контроль жизненной силы. Сказано: «Осуществляется постижение с помощью сущностной бинду и устных наставлений гуру». Это приближает как практике контроля жизненной силы и захватывания.
    Затем сказано «Форма божества в практике». Здесь йогин должен взирать на чандали в пупке, что вспыхивает силой захватывания. Поскольку освобождаешься от всех завес, то вспыхивает Махамудра, что подобна отражению, и становишься обладающим полными украшениями благодаря мандале света из излучённых облаков лучей света безграничных облаков Просветлённых. Благодаря последующему памятованию разъясняется практика. В конца захватывания это определенно будет медитацией йоги чандали.
Затем светом такой изначальной мудрости сжигаются скандхи, дхату, аятаны. После этого предстают [как обладающие] одним вкусом. Собственная природа мандал, которые находятся в каналах слева и справа, такие как сознание и пр., земля и пр. - входят в мандалу Луны в верхней части лба. Затем огненный свет изначальной мудрости чандали расплавляет Луну. Субстанция из неё в виде бинду ниспадает вниз. [Этим формируется] радость в лотосе в шее, сердце, пупке, тайном месте, [появляется] высшая радость, различные виды радости.
    Затем в завершении ваджрной драгоценности с помощью сущности вместерождённой радости, разноцветными аспектами, полного созревания, полного разрушения, собственной природы, что свободна от характеристик, полностью завершаются части шестнадцати аспектов, подобных таким. Благодаря силе медитации входишь внутрь драгоценности. Огда заполнится блаженством из-за этого, [появится] знак, что подобен блаженству из слов, когда всё возникает. Это мирское счастье, которое возникает из двух способностей и сущности, не колеблется дождем десяти миллиардов видов счастья, что не разрушается как высшее.
    Здесь состояние собственной природы вместерождённой радости, неразрушимого блаженства — не является объектом слов. Ребячливые йогины не понимают этого. Это разъясняется как «Глубокое сосредоточение пустоты бодхисаттв»: «Когда формируется ниспадение в суть того, что отсутствует как известное в мире, это не является таким». Йогой шести ветвей, что подобна такой, рецитацией мантры, медитативным погружением и счастьем формируется чистота самого йогина и самого просветлённого. Йогин, высший в разрушении пагубного, осуществи достижение реализации в этой жизни. Про это определенно достижение точно было сказано Благословенным.
    Так завершается «Шесть ветвей йоги», составленные владыкой таинства, владыкой десяти уровней, бодхисаттвой Ваджрапани.
    Переводил и выверял переводчик из Чогро, монах Тингедзин Зангпо на основании великого наставлений индийского наставника Шри Субхутишанта.
    На русский язык переводил Карма Палджор (Филиппов О.Э.).

 

 

We use cookies on our website. Some of them are essential for the operation of the site, while others help us to improve this site and the user experience (tracking cookies). You can decide for yourself whether you want to allow cookies or not. Please note that if you reject them, you may not be able to use all the functionalities of the site.