Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *
   
   

Поддержка проекта (paypal)  

Support of site:
   

Donate  

Валюта и сумма:
Введите сумму:
 руб.
счёт 410013126790670
   
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Библиотека-бон

Двадцать один гвоздь


Введение

Простираюсь перед всеобъемлющим Самантабхадрой1, [обладающим] великим состраданием!

 

Чтобы привести счастливцев к основе потока осознанности,

Демонстрируются эти наставления, приводящие к основе - естественному состоянию.

[Это учение есть] квинтэссенция сокровенной и непревзойдённой устной передачи,

Наивысший пик - вершина колесницы врат бона

 

[Это учение] возникло как сердце тантр и как сердце-сущность текстов.

Устные наставления [что драгоценны,] подобно оку, святые наставления,

Передаваемые посредством помыслов уму и передаваемые изустно -

Были записаны синей бирюзой на белом свитке [спрятанном в] раковине.

 

Ранее [учение] последовательно передавалось от явленного [тела Тапихрицы] людям [,первым ученикам].

Позже последовательно передавалось среди людей [, держателей традиции].

Пусть эти гвозди двадцать одного сущностного наставления

Пригвоздят свою цель - ум счастливцев!

 

Сердечные обязательства.

1. Гвоздь распознавания основы всего

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой2, ясно [постигаемым] учителем, собственным самоосознаванием3!

 

Лицо, что в глубине [сердца] страшится рождения и смерти,

Должно быть уверенным в отношении достижения осознавания-ведения и распознавания основы всего4,

[Пребывая] в монастыре, дивном горном отшельничестве в уединении5.

 

Царь изначального осознавания-ведения -

Глубок, тонок и с трудом постигаем. Поскольку осознавание-ведение является редкостью,

Разъясняется особенный метод распознавания [собственного лика].6

 

Путь метода, разделяющего ум и природу ума [состоит в]

Контроле положения тела и удержании коня ветра7.

[тогда] из врат светильника [появится изначальное] естество8.

 

Устные наставления по разделению ума и природы ума таковы:

Не исследуй внешнее,

Не анализируй внутреннее,

Не следуй за прошлым или будущим.

Так разъясняется мера разделения ума и природы ума9.

 

Когда растворишь загрязнения в сфере [высшей реальности], ясность засияет подобно свету.

Когда сорвешь вуаль интеллекта, взойдёт обнаженное осознавание-ведение.

Когда разгонишь облака помыслов, изначальная мудрость не будет сокрыта завесами10.

 

Распознавание ума и природы ума таково.

[Природа ума предстает как] отсутствие помыслов [умопостроений о ней],

Является основой всего,

Не показывается в текстах,

Не пресекается, будучи приемлемой как источник. Итого четыре [качества].

Такова основа всего - природа ума11.

 

Памятующий и осознанный;

Если покоится во всё, что возникает,

то освобождается [сам];

Смешивается с отпечатками [объектов] - [таковы] четыре [свойства] ума, интеллекта.

 

Такова уверенность в достижении [разделения] ума и природы ума:

Благодаря трём видам обязательств отбрось колебания12;

Благодаря трём видам расслабления утверди [свой] ум в естественном [состоянии]13;

Благодаря трём методам пребывания [в медитативном погружении] придерживайся уровня осознавания-ведения14;

Благодаря трём не-следованиям, пресеки поток привычных тенденций15;

Благодаря трём путам увеличивай привычку [пребывания в естественном состоянии]16;

Благодаря трём тайным методам сущностное значение охраняется без повреждения17;

Благодаря трём проявлениям очищается энергия осознавания-ведения18;

Благодаря трём освобождения всё устраняется в недвойственности19.

Благодаря трём отсутствиям омрачений придерживаешься меры плода20.

Так завершается гвоздь распознавания основы всего.

Сердечные обязательства.

2. Гвоздь отсечения корня заблуждения21

 

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, что изначально свободен от заблуждений!

 

Счастливец, отбросивший мирские занятия22,

Должен в совершенном месте, свободном от беспокойствя и смятения23,

освободиться от заблуждающих сомнений, распознавая условия для [возникновения] заблуждений.24

 

Ум подчиняется звуками.

Светом ум захватывается.

Лучами [света] очищается энергия.

В пространстве [высшей реальности] освобождаешься от сомнений25.

 

Придерживайся как меры интервала между биениями пульса.

Непрерывно считай [пульс, не разделяя] на длинный и краткий.

Приняв 100 биений за один счет и отсчитав 180 000,

Придешь к [высшей] границе мастерства [в ознакомлении с природой] проявлений26.

 

Таковы лучи осознавания-ведения и нить сострадания:

Первый – подобен водопаду у подножья горы;

Второй – подобен потоку реки, бегущей по равнине;

Третий – подобен выискивающему [добычу] ястребу;

Четвертый – подобен черепахе, уложенной в коробку;

Пятый – подобен небесному пространству, что исчерпало четыре элемента27.

 

Так завершается Гвоздь отсечения корня заблуждений.

Сердечные обязательства.

3. Гвоздь пространства природы бон

 

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, охватывающим всё без пристрастий и разграничений!

 

Основа всего, что проявляется как великая и всеобъемлющая,

Называется - "Пространство природы бон"

Являя девять характеристик пространства [высшей реальности],

она охватывает в великой равностности всё, не разделяя ничего, подобно небесному пространству.28

 

Так завершается гвоздь пространства природы бон.

Сердечные обязательства.

4. Гвоздь изначальной мудрости и природы ума29

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, собственным осознаванием-ведением, что не сокрыто завесами!

 

Основа всего, спонтанная и самопроявленная,

Называется - "Изначальная мудрость осознавания-ведения, природа ума".

 

Являя пять характеристик изначальной мудрости30,

Она пребывает в равновесии и восходит для каждого по отдельности, подобно солнцу.

 

Так завершается гвоздь изначальной мудрости природы ума.

Сердечные обязательства.

 

5. Гвоздь [сущностного] тела бон

[что проявляется будучи] небольшим по размеру31

 

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, изначально чистым собственным осознаванием!

 

Ясность, самовозникший царь осознавания-ведения,

Изначальная мудрость - пребывает как корень, основание всего.

Бесформенная изначальная мудрость — превосходит цвет, очертания и формы.

Невыразимая изначальная мудрость - свободна от названий, слов и букв.

Неконцептуальная изначальная мудрость - свободна от концепций и анализирующего ума.

Изначальная мудрость — сущностное тело бон [проявляющаяся] небольшим по величине.

Шен-лха Окар, основа всего, что не опутана [ничем],

Известен как "осознавание-ведение сущностной природы".

Из сияющего [тела] великой изначальной мудрости [, что проявляется] небольшим по величине,

Возникает собственная природа, исполненный цвета великий свет проявлений-феноменов.

Свет сущностного проявления природы, что не собирается и не разделяется,

Нематериален в проявлении, не имеет собственной природы в феноменах.

Не ограничивается формой или цветом.

Превзошедший меры, что предстают как малое и великое,

[Он] называется - "тело бон, великое проявление".

Связанное с Шен-лха Окар коренное божество

Известно как "Осознанность проявления особого видения"32

Когда возникает глаз изначальной мудрости в телесной форме [, что проявляется] небольшим по величине,

Телесная форма взирает на все десять направлений, не [будучи ограниченной] передней частью и спиной.

Око, что не взирая видит всё, не будучи сокрыто завесами,

Возникает как великое всеохватывающее [пространство], без внутреннего и внешнего.

Пребывает как великое обширное [пространство] без центра и границ.

Основа проявления всего - не осквернена ничем.

Изначальное осознавание-ведение, изначально присутствующий царь -

Не содержит самсары и нирваны, эпох, мест или элементов.

Царь осознаности возникает как начало всего.

Не создается просветлёнными, не возникает из Учения.

Не создается живыми существами, не возникает в действиях.

Не создается личностью и не обретается усердием.

[В нём] нем нет причин или условий, собственная природа [его] - несоставная.

[В нем] нет привязанности к сосуду [состоящему] из мельчайших частиц-атомов.

Не обретается как тело [состоящее] из причин элементов.

Не рождается из утробы и превосходит материальные приготовления.

Превосходит причины, помыслы и заблуждения и отсутствует в самсаре.

Самовозникающая изначальная мудрость пребывает как фундамент основы всего.33

Изначальная, самовозникшая, ясная и сияющая,

Не разрушается и не восстанавливается, не имеет вреда и пользы [для себя], увеличения, уменьшения, формирования и дополнения,

Без рождения и смерти, роста и уменьшения, счастья, страдания и противоядий [от омрачений-клеш].

[Оно] называется "Проявляющееся как свет", будучи без начала и конца.34

Так завершается гвоздь тела бон [что проявляется будучи] по величине небольшим.

Сердечные обязательства.

 

 

6. Гвоздь совершенного тела единства35

 

Простираюсь пред Самантабхадрой, телом совершенного осознавания-ведения!

 

Из бескрайней шири основы всего, бессамостной, ясной и пустой –

Возникает изначальная мудрость [в виде телесной формы, что проявляется будучи] по величине небольшим, естественно светящаяся и неконцептуальная.

В невозмутимости и недвойственности пространства [высшей реальности] и изначальной мудрости,

Три проявления возникают как собственная природа, [динамическая] энергия.

Объекты и осознанность - не смешиваются и не разделяются.

Все без исключения явления, звуки и частные [состояния] ума - совершенны.

Единство пространства [высшей реальности] и изначальной мудрости - сокровищница Великого Совершенства!

Союз небесного пространства и безграничности - сокровищница Великого Совершенства!

Союз метода и мудрости - сокровищница Великого Совершенства!

Единство объекта и субъекта - сокровищница Великого Совершенства!

Союз причины и результата - сокровищница Великого Совершенства!

Союз тела и ума - сокровищница Великого Совершенства!.

Союз сущности и сосуда - сокровищница Великого Совершенства!

Союз отца и матери - сокровищница Великого Совершенства!

Союз тела и изначальной мудрости - сокровищница Великого Совершенства!

Единство божества и небесного дворца - сокровищница Великого Совершенства!

Так завершается гвоздь совершенного тела единства.

Сердечные обязательства.

 

 

 

 

7. Гвоздь явленного тела, что не имеет пристрастий36

 

Простираюсь перед Самантабхадрой, явленным телом, [изначальным] самоосознаванием!

Явленные объекты и изначальная мудрость [изначальной] осознанности -

Не разделимы и не смешивается. Энергия их единства

возникает как проявления, звуки, и различные [состояния] ума.

Шесть скоплений [сознания], шесть органов чувств, что связаны с шестью объектами

Проявляются безпристрастно как разнообразие [проявлений] самсары и нирваны.

Возникают как энергия, что возникает сама по себе без усилий.

В пространстве проявления нет пресечения или уменьшения.

В небесном пространстве [изначальной] осознанности нет ни ясности, ни омрачения.

Самовозникающие и самоосвобождающиеся, [все явления] завершаются в единой сфере.

Так завершается гвоздь беспристрастного явленного тела.

Сердечные обязательства.

 

 

 

 

 

8. Гвоздь символических примеров

 

 

Простираюсь пред Самантабхадрой, рассеивающим тьму сомнения!

 

Примеры, показывающие единство объектов и [изначальной] осознанности, [таковы]:

Вода, кристалл, солнце и масляный светильник - [показываются как] природа света37.

Место, собрание и разделение, заблуждение, четыре периода времени -

[показываются как] природа отсутствия загрязнения и загрязнений, свет и темнота38.

В видении [вещей] как есть - освобождается [состояние] просветлённого39.

Обретая власть над проявлениями, естественно [станешь равным] Чакравартину.

Живые существа заблуждаются, видя нечто другое как себя.

Следуя за проявлениями, заблуждаются благодаря [влиянию] могущества других40,

[Состояние просветлённого] возникает в силу собственной природы, не полагаясь на причину деяний.

Восходит, не имея ограничений во времени, начале и конце.

[Если] нет заблуждения [в отношении сущности], то невозможно заблуждаться при понимании сердца-сущности

[Если] отсечь полностью проявления, не будут проявления вводить в заблуждение.41

Так завершается гвоздь символических примеров.

Сердечные обязательства.

 

 

 

9. Гвоздь самоосознавания, что появляется изнутри42

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, самоосознаванием. что вне объединения и разъединения!

Самоосознавание, изначальная мудрость - сокрыта и запечатана.

Сердце сущность [естественного] состояния, основы -

Подобно океану или сфере небесного пространства.

Сущность-сердце света и проявлений -

Подобна шатру света пятицветной радуги.

Сущность-сердце ограниченного, плоти -

Подобна сосуду из сплава металлов, украшенному драгоценностями.

Ясная изначальная мудрость [что проявляется как тело] небольшого размера,

Подобна светильнику внутри вазы-сосуда.

Эти три - звук, свет и лучи -

Подобны энергии и лучам света масляного светильника.

 

Царь осознанности восходит изнутри.

Основа всего возникает из пространства пустоты.

Проявления возникают из сферы света.

Иллюзии возникают из центра тела.

 

Источник всего — сокровищница небесного пространства, совершенной чистоты.

[Она] затмевается, последовательно заполняясь загрязнениями.

Если нет хранителя врат, то не разглядишь [сокровищницу].

Когда отворишь врата в соковищницу, сокровищница будет видна всегда.

 

Так завершается гвоздь самоосознавания, что появляется изнутри.

Сердечные обязательства.

 

 

10. Гвоздь пути без ошибок43

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, прямым и целостным самоосознаванием!

 

Из самоосознавания, изначальной мудрости [что проявляется в форме тела] небольшого размера,

Возникает свет проявлений в виде пяти сияний.

Из них возникает пять чистых.

Из них возникает пять нечистот.

Эти двадцать пять порождают тело и ум44.

 

Из пути каналов восходит осознанность.

То, что восходит вверху — путь нирваны.

То, что восходит внизу — путь сансары.

То, что восходит из правого канала — путь изъянов.

То, что восходит из левого канала — путь благих качеств.

 

Три сферы и трое врат — путь сансары.

То, что восходит в четырех вратах — путь четырех рождений.

То, что восходит в пяти вратах — путь пяти потоков [бытия].

То, что восходит в пяти вратах — путь девяти уровней45.

 

Центральный канал — путь недвойственности сансары и нирваны.

Царь осознанности восходят из этого пути.

[Он] восходит из пространства пустоты, основы всего.

[Он] восходят из внутренней сферы света, проявлений.

[Он] восходит из потока просветления, центрального канала.

Незапятнанная осознанность — путь естественного [состояния].

Великая изначальная мудрость — путь ясности.

То что прямо и целостно — путь сущностной сферы.

 

Путь сансары отсутствует в этих вратах46.

Осознанность — человек [правитель] ума.

Памятование — наездник на лошади ума.

Неразрушимость — как движение на крыльях ветра.

Возникая из просветлённого пути, центрального канала,

Достигает тайных врат блаженства на макушке47.

 

Правитель осознанности предстает обнаженным.

Помыслы и сосуд ума — отбрасываются.

Видишь собственный лик — самовозникшую изначальную мудрость.

Рассеивается темнота неведения и заблуждений.

Три сферы [мироздания] и девять уровней [существ] сотрясаются до основания.

Пресекается поток пути пяти ядов омрачений-клеш.

Пересыхает океан сансары, шесть обителей [существ].

Опустошаются четыре вида рождений, врата сансары.

Разламывается самовозникшая печать [скрепляющая] три тела48.

 

Так завершается гвоздь пути без ошибок.

Сердечные обязательства.

 

11. Гвоздь светильника, устраняющего тьму49

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, рассеивающим тьму невежества!

 

Самоосознавание восходит в пяти вратах изначальной мудрости.

Пять [видов] объектов проявляются ясно и неконцептуально.

Интеллект — обычное сознание, что постигает объекты.

Путь видения осознанности — врата светильника50.

Водным светильником аркана, захватывающего удаленное [на большое расстояние],

Рассеивается темнота мироздания.

Сияющим светильником особого прозрения

Устраняется темнота интеллекта, склонного к нигилизму.

Светильником изначальной мудрости, самоосознавания,

Рассеивается темнота интеллекта, [придерживающегося] неведения.

Светильником пространства основы всего -

Рассеивается темнота интеллекта, что придерживается ограничений51.

 

Правитель осознанности восходит в видении-созерцании52.

Основа всего восходит как пространство пустоты.

Явления возникают как внутренняя сфера света.

Целостная ясность восходит во вратах светильника.

 

Как лотос поднимается из ила,

Так и правитель осознанности восходит из внутренней сферы.

Как солнце отделено от тьмы,

Так и правитель осознанности отделен от тёмных завес.

 

Шесть глаз особенного прозрения возникают на лбу.

Обнаженное видение является всесовершенным переживанием [изначального знания].

 

Так завершается гвоздь светильника, устраняющего тьму.

Сердечные обязательства.

 

 

12. Гвоздь введения в три основополагающих момента53

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, неотделимым от трёх тел!

 

Изначальная чистота, изначальная мудрость и самоосознавание — тело бон.

Связь тела и ума — тело совершенного наслаждения.

Разнообразные [проявления] действующего и деяний — тело проявления.

Осознанность, поскольку восходит изнутри основы, неотделима от сущности.

Поскольку путь осознанности очищается в каналах, нет ошибок на пути.

Поскольку плод восходит во вратах [изначальной мудрости], три тела не скрываются завесами.

 

Из сущностной сферы [возникает] самоосознавание, тело бон.

На пути каналов [возникает] совершенное тело собственнйо природы.

Во вратах светильника [возникает] само по себе тело проявления.

Самовозникшее изнутри, пребывает как изначально просветлённое состояние.

Из внутренней сферы, спонтанное совершенство проявлется как просветлённое состояние.

В видении воспринимают непосредственно просветлённое состояние без завес.

Благодаря распознаванию основы всего встречаешься с матерью, естественным состоянием.

Благодаря извлечению сокрытой изначальной мудрости, очищается темнота завес и омрачений.

Благодаря извлечению обнаженного осознавания, три тела проявляются явно.

Благодаря распознаванию условий заблуждений — отсекается дуновение заблуждений.

Когда отмечен естественным состоянием, исчезает двойственный ум и сомнения.

Поскольку открываются врата сокровищницы осознавания, прорываешься к богатствам сокровищницы основы всего.

 

Так завершается гвоздь введения в три основополагающих момента.

Сердечные обязательства.

 

 

13. Гвоздь введения в мандалу54

 

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, коренным божеством самоосознавания!

 

Так разъясняется мандала спонтанно совершенной печати-мудры.

Ясность и пустота, небесное пространство основы всего — пространство природы бон.

[Тело существа] изначальной мудрости, что [проявляется будучи] небольшого размера — самовозникшее тело бон.

Звук, свет и лучи — тело совершенного наслаждения.

Три чудесных проявления55 - тело проявления в различных [формах].

Пять светов проявления — чистая страна, мандала, основание.

Шатер капли-сущности — неизмеримый дворец пяти семейств.

Тело особого прозрения возникает как ралзичные телесные формы.

Три вида союза-единства — основа проявлений трёх тел.

 

Пять божеств, пять тел, пять семейств, пять аспектов изначальной мудрости,

Немыслимые проявления Отца и Матери вместе с окружением -

Есть великая мандала собственной природы, что не достигается посредством усилий.

Мандала трёх тел завершается в просветлённом уме.

Поскольку мандала возникает сама по себе, нет ни усилий, ни достижения.

Посколкьу у проявлений нет собственной природы, нет ни желания, ни привязанности.

 

Так завершается гвоздь введения в мандалу.

Сердечные обязательства.

 

14. Гвоздь введения в единственную сущность-сферу56

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, телом самовозникшего единства!

 

Природа ума — сущность ума.

Собственное сияние ума, [подобного] небесному пространству,

Природа бон — всеохватывающий, без разделения на внутреннее и внешнее, абсолютный уровень ума.

Измерение проявлений — игра телесных форм.

Измерение звуков — игра речи.

Измерение воспоминаний — игра ума.

Измерение возникающих [состояний ума] — игра качеств.

Измерение действий — игра деяний-активности.

Всё завершается в единой сущности-сфере.

 

Так завершается гвоздь введения в единственную сущность-сферу.

Сердечные обязательства.

 

15. Гвоздь глубокой уверенности, [встречи] матери и сына57

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, не имеющим завес и кармических предпосылок!

 

Чтобы отсечь веревку жестких кармических предпосылок от основы всего,

[Следует] рассечь путы цепляния и узлы привязанности.

Говориться, что если искоренишь семя и корень, то нет возврата [обратно].58

 

Основа — небесное пространство, ясное и пустое.

Энергия — элементы и явленное бытие.

Состояние заблуждения — следование за ними.

Видеть как изъян — ошибка.

Оставить на собственном уровне — метод.

Освободить в сфере [осознавания] — путь.

Недвойственность — реализация.

Ясное проявление — плод.

 

Основа — изначальная мудрость без действия.

Энергия — разнообразные действия.

Состояние заблуждения — следование за ними.

Видеть как изъян — ошибка.

Оставить на собственном уровне — метод.

Освободить в сфере [осознавания] — путь.

Недвойственность — реализация.

Ясное проявление — плод.

 

Основа — невыразимая изначальная мудрость.

Энергия — разнообразные формы речи.

Состояние заблуждения — следование за ними.

Видеть как изъян — ошибка.

Оставить на собственном уровне — метод.

Освободить в сфере [осознавания] — путь.

Недвойственность — реализация.

Ясное проявление — плод.

 

Основа — неконцептуальная изначальная мудрость.

Энергия — разнообразные воспоминания и мысли.

Состояние заблуждения — следование за ними.

Видеть как изъян — ошибка.

Оставить на собственном уровне — метод.

Освободить в сфере [осознавания] — путь.

Недвойственность — реализация.

Ясное проявление — плод.

 

Основа — самовозникшая изначальная мудрость.

Энергия — пять ядов, омрачений-клеш.

Состояние заблуждения — следование за ними.

Видеть как изъян — ошибка.

Оставить на собственном уровне — метод.

Освободить в сфере [осознавания] — путь.

Недвойственность — реализация.

Ясное проявление — плод.

 

Основа — изначальная мудрость самоосознавания.

Энергия — три [аспекта] — звук, свет и лучи.

Состояние заблуждения — следование за ними.

Видеть как изъян — ошибка.

Оставить на собственном уровне — метод.

Освободить в сфере [осознавания] — путь.

Отсутствие собственной природы — реализация.

Возникновение в виде энергии — плод.

 

Так завершается гвоздь глубокой уверенности, [встречи] матери и сына.

Сердечные обязательства.

 

16. Гвоздь несравненной равностности

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, Совершенством без местопребывания!

В пространстве основы всего - нет падения в пристрастие и ограниченность.

Изначальная мудрость осознанности — отсутствует в поведении и выражениях.

Вспоминающий интеллект лишен основы и завершения.

Звук, свет и лучи лишены привязанности и гнева.

Не цепляйся за чистое или грязное, низшее или высшее.

Не усматривай чистоту и грязь, качества и изъяны.

Сансара и нирвана ни едины и не раздельны.

Будды и живые существа - ни двойственны, ни раздельны.

На пути осознанности нет вхождения и нет следования.

В просветлённом уме нет ни догматов, ни колесниц.

В состоянии равностности неи ни благого, ни низшего, ни высокого, ни низкого.

 

Так завершается гвоздь несравненной равностности.

Сердечные обязательства.

 

 

17. Гвоздь окончательного растворения

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, телесной формой высшего правителя!

В пространстве небес исчезают явленое бытие и четыре элемента.

В природе бон исчезают врата бон, колесницы и линии передачи.

В пространстве природы ума исчезают ум и ментальные факторы.

В пространстве недеяния исчезают различные формы действующего и действий.
В пространстве невыразимости исчезают разнообразные формы выражений.

В пространстве неконцептуальности исчезают скопления воспоминаний и помыслов.

В пространстве осознанности исчезают три — звуки, свет и лучи.

В просветлённом уме полностью исчезают нирвана и сансара.

В пространстве, превзошедшем интеллект, исчезают разнообразные пути, составленные умом.

В пространстве без пристрастий — исчезают догматы и предубеждения.

Явления не пресекаются и не исчезают.

Но встречаются как совершенство источника и окончательное освобождение.

[Поскольку бодхичитта] не исчезает и не пресекается, то нет пресечения потока в трём временах.

 

Так завершается гвоздь окончательного растворения.

Сердечные обязательства.

 

18. Гвоздь порождения [просветлённого] ума в момент смерти59

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, защищающим существ состраданием!

 

Когда в завершении [жизни] разделяются тело и ум,

то на границе страдания и счастья

Лицу, что обладает высшими способностями,

Разъясняются устные наставления о самовозникшей изначальной мудрости.

Когда закладываются [в уме] наставления о равностности многообразия [явлений],

Без всяких сомнений он вглядывается в собственный лик.

 

Для обладающего средними способностями

Разъясняются устные наставления относительно иллюзорности собственных проявлений

Когда закладываются [в уме] наставления относительно отсутствия желания и привязанности,

Нет сомнений, что для него закроются врата рождения.

 

Для обладающего малыми способностями

Даются устные наставления относительно учителя и божества медитации.

Когда закладываются [в уме] наставления о искренней преданности,

Нет сомнений в обретении благоприятного места [рождения].

 

Так завершается гвоздь порождения [просветлённого] ума в момент смерти.

Сердечные обязательства.

 

 

19. Гвоздь времени промежуточного состояния60

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, самоосвободившимся совершенным просветлённым!

 

Таковы разъяснения о времени освобождения и [проявления] заблуждений.

Внешние элементы разрушаются на собственном уровне.

Внутренние элементы — застыли как скрытые тенденции.

Двойственные концепции растворяются в пространстве.

В это время пребывайте в обнаженной осознанности.

Самовозникающая изначальная мудрость не сокрыта завесами.

Некоторые счастливцы, обладающие глубокой уверенностью,

Сломав три печати, завершили [полностью] три [вида] энергии.

Если вы не освободились таким образом,

То затем возникает первое промежуточное состояние.

Свет – чистая страна без краев и середины.

Она подобна возникновению радуги в небесном пространстве.

Звук не материален и ревет в пространстве.

Самовозникший, он не прекращается как рык дракона.

Лучи являют непредсказуемую магическую иллюзию.

Они беспрепятственно вздымаются, подобно парчовому вымпелу.

Для того, кто искушен и привык [к практике созерцания],

Тело и мандала возникают в своем совершенстве.

В это время, благодаря воспоминаниям и ясновидению,

Три проявления предстают подобно свите.

И без содействия, [только благодаря] собственной осведомленности

Поток ума осознанности приходит к основе.

Проявления видятся как собственное лицо,

Будто смотришь на отражение в зеркале.

Собственная осознанность встречается как я и моё.

Что подобно собственному признанию царского сына.

Заблуждения и неведение естественно рассеиваются,

Как солнце встает над тёмным континентом.

Правитель осознанности пребывает на собственном уровне,

Подобно сыну правителя, восходящему на трон.

Звук свет и лучи очищаются в уме,

Подобно лучам, собирающимся в солнце.

Нечистое освобождается в сфере чистоты,

Подобно тому, как лед тает в океане.

Скверна усмиряется в природе чистоты,

Подобно тому, как соль растворяется в воде.

Карма и омрачения-клеши эмоции освобождаются в основе,

Подобно чистоте когда облака [исчезают] в небе.

Сансара и три сферы [бытия] — сотрясаются до основания,

Подобно воде, остановленной у истока.

Нирвана и сансара очищены в недвойственной основе,

Подобно тому, как радуги исчезают в небесах.

Три тела спонтанно проявляются как мандала,

Подобно [отражению] луны или лучей солнца на воде.

У тех, кто менее привык [к практике созерцания],

Правитель осознанности покоится в дреме,

Пребывая так от одного до трех [дней].

На протяжении семи дней постепенно возникает ясность.

Но чистые страны не появляются в совершенстве.

Благодаря условиям, можно освободиться в промежуточном состоянии.

Если же не освободились, возникают загрязненные проявления.

В промежуточном состоянии существования видятся чистые проявления.

Направившись к благому месту [рождения], быстро достигнете освобождения.

 

Те, у кого нет двери наставлений,

Не распознают естественное состояние, даже если оно очевидно.

Видя явления, как внешние и истинные,

Они попадают в тенета иллюзий и блуждают в сансаре.

Потому счастливые [должны] обрести глубокую уверенность.

 

Так завершается гвоздь времени промежуточного состояния.

Сердечные обязательства.

 

 

20. Гвоздь устранения крайности ложных помыслов

 

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, устраняющим темноту ложных помыслов!

Если эти наставления относительно высших ключевых моментов

Не для тех, кто обладает [соответствующей] судьбой и удачей!

Если разъяснять тем, кто не является сосудом,

Некоторые будут воспринимать это как [постоянную душу,] самость.

И будут ошибаться [пребывая] в состоянии еретиков, придерживающихся постоянства.

Некоторые скажут: «Нет никаких проявлений»

И будут ошибаться [пребывая] в состоянии пустоты, небытия, нигилизма.

Некоторые будут придерживаться этого как высшего и

И будут ошибаться [пребывая] в состоянии представлений о постоянстве и долгой жизни.

Некоторые отнесутся с надменным умом

И будут скованы цепями собственного эгоизма и знаний.

Некоторые будут придерживаться этого как чего-то реального,

И будут опутаны сансарой благодаря привязанности и цеплянию за реальность.

Некоторые будут бояться и относиться к этому с опаской.

И будут ошибаться [пребывая] в низших колесницах из-за малого ума.

Некоторые будут хулить эти [наставления]

и удалив [от себя] суть, не повстречают [благое] на протяжении эпох.

Некоторые будут видет эти наставления как ошибочные

И через нарушение сердечных обязательств падут в низшие перерождения.

Будучи великой скалой по таким причинам,

Эти святые устные наставления,

Сокрыты в сокровищнице ума, основе всего

Не распространяй их, получай запечатенное сокровенной печатью.

Так завершается гвоздь устранения крайности ложных помыслов.

Сердечные обязательства.

 

 

21. Гвоздь явно обретаемого результата

 

Склоняюсь пред Самантабхадрой, ясным проявлением трёх тел!

 

Эти результаты возникают несомненно, из-за

глубокой уверенности в отношении высшего значения.

Из-за глубокой уверенности в основе всего, ты сметешь сансару и нирвану.

Из-за глубокой уверенности в осознавании, заблуждения и завесы будут изначально чисты.

Из-за глубокой уверенности в интеллекте - возникает изначальная мудрость как энергия.

Из-за глубокой уверенности в основе заблуждений — не отвращаешься от осознанности.

Поскольку пребываешь на уровне растворения омрачений-клеш - пресекается поток сансары.

Поскольку пребываешь на уровне растворения путей - пребываешь к уровню великого блаженства

Поскольку пребываешь на уровне растворения догматов — нет пристрастия в отношении себя и других.

Поскольку пребываешь на уровне растворения элементов — в небе нет захода.

Поскольку пребываешь на уровне растворения качеств - нет изменений в пространстве.

Поскольку пребываешь на уровне исчезновения живых существ, в уме отсутствуют рождение и смерть.

Поскольку пребываешь на уровне растворения трёх врат — в теле становятся совершенными три энергии.

Поскольку пребываешь на уровне растворения трех проявлений - возникают три аспекта мандалы.

Поскольку в себе возникают два пространства, блаженство покоится в природе бон.

Поскольку в себе возникают два света, то блаженство не имеет ограничений и не убывает.

Поскольку в себе возникает неизменное тело, освобождаешься от врагов и несчастий.

Поскольку у себя возникает шесть глаз, не омрачешься ничем.

Поскольку в себе появляются три тела, нет ни надежд, ни опасений в отношении плода.

Поскольку открываются врата в сокровищницу ума, всё необходимое для себя [становится] совершенным.

 

Так завершается гвоздь явно обретаемого результата.

Сердечные обязательства.

 

 

Завершение

 

Эссенция тантр, линий передачи и сущностных наставлений –

Вершина путей и

Вершина всех колесниц.

Эта линия устной передачи сиддхов

[дарует] действительные достижения счастливцам.

Так завершаются Гвозди двадцати одного основополагающего момента.

 

Это было последовательно на протяжении линии передачи передано первыми махасиддхами.

САРВА МАНГАЛАМ!

1 Самантабхадра - «Повсеместно благой». Проявление дхармакаи. В этих строфах приводится восхваление Самантабхадре, разъясняюемому далее учению, его сути. Также кратко показывается как передавалось учение.

2 Здесь и далее в восхвалениях будут даваться указания на те или иные свойства Самантабхадры.

3 Согласно комментариям, осознанность или самоосознавание является качеством дхармакаи.

4 В этих двух строках указывается на качествоа ученика.

5 Собственно описание места для практики. Таким местом может быть приятное местоположение, где ничто не отвлекает от практики созерцания и пр.

6 Дается указание на то, что трудно постичь, но что является необходимым — осознанность. Далее в описании первого гвоздя даются собственно указания на методы различения ума и природы ума. Они содержат в себе путь, введение, измерение, распознавание и устранение сомнений. То есть пять пунктов

7 Дается указание на обычную семичастную или пятичастную позу со скрещенными ногмами, прямым взглядом из полузакрытых или открытых глаз и пр.

8 Также как методы, используемые в тёгал, здесь отмечается важность использовать получаемые видения, что в какой то мере соответствует и видениям в тёмном ретрите. Этим заканчиваются наставления относительно тела.

9 Эти наставления касаются собственно к прямому введению, когда происходит отделение от действий ума, котоыре чаще всег онацелены на внешние объекты, внутренние переживания, анализ прошлого или будущего и пр.

10 Здесь показывается как можно измерить собственно свой прогресс на этом пути. Все указанные примеры имеют соответствие и в ваджраяне и в частност ив учениях парабхава-шуньята-мадхьямаки, более известных как жентонг. Суть этих учений состоит в том, что достигать нечего, всё уже присутствует. Единственное что скрывает плод — завесы. И если позволить завесам исчезнуть, то осознанность станет непосредственно постигаемой, обретенной. Также говориться и в тантрах Ямантаке, где речь идёт об устранении помех, но не обретении чего-либо.

11 Дается указание на природу ума. Далее речь идёт про устранение сомнений касательно ума и природы ума.

12 Обязательства в отношении действий тела, речи и ума.

13 Три вида освобождения, которые относятся к бездействию тела, молчанию и погружению ума в природу ума.

14 Пребывание в недвойственности. Оставлять всё как есть.

15 Не следовать за обусловленными действиями тела, речи и ума.

16 Трое пут или три шнура: не отвлекаться; ничего не изменять; практиковать с радостью.

17 Практика в уединении, молчание, свобода от следования за объектами органов чувств.

18 После того как пришли к естественному состоянию, можно пытаться начинать проявлять некоторые небольшие действия, оставаясь в этом состоянии.

19 При обретении устойчивости в пребывании в естественном состоянии, действия тела, речи и ума ничего не нарушают. Благодаря их освобождению или самоосвобождению — пребываешь в недвойственности.

20 Здесь указывается на собственно высшую степень практики, когда ничего не может отвлечь от естественного состояния, чтобы ни происходило.

21 Также как в первом гвозде, здесь даются указания на качества ученика, места и пр.

22 Качества ученика-практика.

23 Место практики.

24 Условия возникновения ошибок.

25 Причины возникновения ошибок из-за отвлечения.

26 Определение общего времени практики для её завершения.

27 Символическое описания пяти видений соответствующих тёгал.

28 Поскольку здесь это и не расписыватся, а указывается только в комментариях, приведем описание девяти качеств или пунктов, указывающих на эту сферу: 1) просветлённый ум, что не имеет конца 2) присутствует повсеместно 3) везде равная мера 4) не разделяется на верх и низ 5) неизмерима 6) без скоплений 7) обширно и не имеет пределов 8) неиссякаемо 9) неизменно.

29 В данном гвозде идёт речь о мудрости бодхичитты.

30 Пять качеств мудрости: 1) пуста, безсущностна 2) ясна и свободна от понятий 3) совершенна и незапятнанна 4) присутствует повсеместно 5) совершенна

31 Подразумевается сущностное тело бон или дхармакая. Говориться про небольшой размер, что указывает на единичность или цельность. Здесь присутствует четыре пункта: сущность; природа, хвала и причины ипсользования такого названия.

32 До этого момента дается указание собственно на природу сущностного тела, показывая что оно является источником всего, всех божеств медитации и пр.

33 Как пребывает это сущностное тело. При этом можно сказать, что здесь также дается и восхваление его качеств.

34 Причины такого наименования

35 Данный гвоздь не требует каких-либо особых комментариев

36 Здесь рассматриваются собственно виды энергии.

37 Здесь показаны примеры нераздельности мудрости и объектов.

38 Пример убывания и увеличения, что относится к существам но не природе.

39 Как заблуждение освобождается.

40 Как заблуждения возникают.

41 Метод отсечения заблуждений.

42 Будучи частным описанием, данный гвоздь не требует особых комментариев.

43 Здесь есть три пункта: 1) формирование тела и ума благодаря пяти видам света и пяти элементов 2) возникновение осознанности благодаря пути каналов 3) движение осознанности по центральному каналу.

44 Формирование ума и тела. Далее показывается путь каналов, включающий два пункта: 1) путь ошибок и достоинств 2) путь без двойствености

45 Таково было описание пути ошибок и достоинств.

46 Указание на путь недвойственности. Далее идет описание собственно переноса и пользы от его осуществления.

47 Таков собственно перенос.

48 Так раскрывается польза от осуществления переноса.

49 Здесь рассматривается три пункта: 1) пять врат чувств, ведущих на путь видения обнаженной осознанности 2) объяснение глаз как пути 3) разъяснение того как мудрость возникает в глазах.

50 Таковы пять врат

51 Описание четырех видов светильников.

52 Далее показывается собственно третий пункт.

53 Здесь есть пять пунктов: 1)наличие трёх тел в человеке 2) наличие основы, пути и плода в человеке 3) естественное возникновение трёх тел в опорах 4) установление в качестве трёх опор слов Будды 5) восхваление.

54 Здесь говорится, что все мандалы и божества медитации спонтанно проявляются в естественном состоянии. Поэтому чтобы их увидеть — не требуется особой визуализации.

55 Проявления активности тела, речи и ума.

56 Здесь разъяснение двухчастно: 1) природа ума как единственная сфера 2) энергия и игра проявлений — не является внешней и внутренней.

57 Здесь два пункта: 1) общее объяснение необходимости устранения тонких и грубых кармических омрачений 2) разъяснени восьми пунктов, относящихся к шести методам практики пути

58 Так завершается общее разъяснение. В подробном комментарии говориться про восемь пунктов: 1) шесть основ 2) шесть энергий 3) шесть видов заблуждений 4) шесть ловушек 5) шесть методов 6) шесть путей 7) шесть пониманий 8) шесть плодов. Эти пункты разъясняются одновременно.

59 Здесь даются разъяснения, которые используются перед самой смертью практиками с разными уровнями способностей

60 Гвоздь про освобождение в промежуточном состоянии включает в себя два больших пункта: краткое разъяснение и обширное разъяснение. Второй пункт также подразделяется на объяснение освобождения и заблуждения.

 

 

Файл: 30000000000000000003_m.pdf

   

Дополнительно

   

Библиотека

   

Словари

   

 

   
Яндекс.Метрика