ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ

Я простираюсь перед Вечно Юным Благородным Манджушри!
К Победоносному, его Сыновьям и Святому Учению,
А также к коренным ламам исполненный глубочайшего почтения,-
Эту “Драгоценность Святой Дхармы, Подобную Исполняющей Желания Драгоценности”
Благодаря великодушию Владыки Миларепы и для того, чтобы принести благо себе и другим, я написал.

ГЛАВА 1

    В общем, все явления можно объединить в два [аспекта]: обусловленное существование [самсара]* и преодоленное страдание [нирвана]*. В этом отношении так называемая самсара по своей природе пуста, является аспектом заблуждения и определяется как то, что проявляется в виде страдания. Так называемая нирвана по своей природе пуста, является аспектом, [в котором] заблуждения исчерпаны и исчезли, и [она] определяется как освобождение от всякого страдания.
    И кто же находится в заблуждении в этой запутанной самсаре? - Все живые существа трех сфер [существования]* находятся в заблуждении. - На какой основе [возникает] заблуждение? - Заблуждение [возникает] из пустоты*. - Какова же причина заблуждения? - [Они] заблуждаются из-за великого неведения*. - Каким же образом они заблуждаются? - [Они] заблуждаются, взаимодействуя с объектами, [воспринимаемыми] существами шести видов. - С чем же сравнить их заблуждения? - К примеру, это подобно заблуждениям во время сна и сновидениям. - С какого времени они заблуждаются? - Они заблуждаются с безначальных времен самсары. - Каковы же изъяны этих заблуждений? - Действовать лишь [под влиянием] страдания. - Когда же заблуждение преобразуется в мудрость проникновения*? - Тогда, когда достигается непревзойденное Пробуждение. Если же [вы] полагаете, что заблуждение рассеивается само по себе, то [следует помнить о том, что] самсара знаменита своей бесконечностью.
    Однако если [мы] издавна цепляемся за самсару (а поскольку ее способ существования - заблуждение, великое страдание, долговременность и невозможность освобождения), то как же достичь непревзойденного Пробуждения? - Лишь усердными поисками. Что же должно [присутствовать] в этом усердии? Говоря вкратце, это
    Причина, основание, условие,
    Методы, плод и деятельность.
    Умные люди поймут,
    Что непревзойденное Пробуждение целиком содержится в этих шести [понятиях].
    Таким образом необходимо понять, что причина* - это непревзойденное Пробуждение; основание* для его достижения - личность; условие* - толчок к его достижению; методы* - сам процесс достижения; плод* - достигнутое; деятельность* - то, что [проистекает] из достигнутого.
    Если объяснять это последовательно,
    То причина - это природа Сугаты* [Пришедшего к Счастью],
    Основание - это высшее драгоценное человеческое тело,
    Условие - это Добродетельный Друг*,
    Методы - это их устные наставления,
    Плод - это высшее тело Будды,
    Деятельность - это свободные от концепций деяния на благо существ.
    Посредством объяснения этих частей и будет образован корпус этого труда. Сейчас же все части будут изложены детально.
    В отношении первого, Причины, или так называемой природы Сугаты, это излагается следующим образом. Освободившись от этой вводящей в заблуждение природы самсары, [существо] обязательно достигает непревзойденное Пробуждение. И если некто вопрошает: а можем ли мы, низменные личности, с помощью усилия достичь осуществления? - то почему же будет невозможно, приложив это усилие, достичь Пробуждения? Ведь природа Татхагаты*[Так Ушедшего] неотъемлемо присутствует во всех живых существах, в каждой личности и т.п., и она является причиной для достижения состояния Будды.
    Именно таким образом это изложено в “Сутре царственного сосредоточения”*: “Природа Сугаты охватывает всех живых существ полностью.” Также и в “Сутре малой нирваны”*: “Все живые существа обладают природой Сугаты.” Также в “Сутре великой нирваны”*: “Например, подобно тому, как в молоке содержится масло, так и во всех живых существах содержится природа Татхагаты [Так Ушедшего].” И еще из “Сутры украшения”*:
    “Абсолютная Сущность [Татхата]* от всех [живых существ]
    Неотделима, а также может быть очищена,
    Поскольку все существа обладают этой природой
    Состояния Татхагаты.”
    Каковы же доводы в пользу того, что живые существа обладают природой Будды? - Потому что живые существа содержат пустотность Дхармакаи; потому что Истинная Природа [Дхармата]* неотделима от Абсолютной Сущности[Татхата]; и потому что во всех существах есть потенциал [Будды]. В силу того, что существуют эти три довода, [доказывается] то, что живые существа обладают природой Будды. Так же это описывается в “Высшей тантре”*:
    “Поскольку высочайшее тело Будды излучается,
    Поскольку Абсолютная Сущность [Татхата] неразделима
    И поскольку потенциал существует - все обладающие телом
    Всегда обладают природой Будды.”
    Рассматривая первое [доказательство, заключающееся в том, что] все существа охвачены пустотностью Дхармакаи*: поскольку Будда - это Дхармакая, а Дхармакая - это пустотность, и все живые существа охвачены этой пустотностью, то живые существа обладают природой Будды.
    Рассматривая неотделимость Истинной Природы от Абсолютной Сущности, [следует помнить о том, что] в Абсолютной Природе Будды и Абсолютной Природе живых существ нет различий по принципу хорошая - плохая, большая - маленькая или возвышенная - низменная; таким образом, живые существа обладают природой Будды.
    Что же касается того, как же во всех живых существах наличествует потенциал Будды, то живых существ можно подразделить на пять классов в соответствии с аспектом своего Будда-потенциала. Как? -
    Вкратце, это потенциалы отверженных, неопределенных, Шраваков*, Пратьекабудд* и практикующих Махаяну [Великую Колесницу]*. Все, обладающие потенциалом Будды, могут быть включены в эти пять классов.
    Если говорить о классе обладающих потенциалом отверженных, то это те, кто лишены совести, бесстыдны, не имеют сострадания и тому подобные шесть характеристик, описанные высокоученым Атишей*:
    “Не испытывающие ни малейшей скорби при виде пороков самсары;
    Не чувствующие ни малейшей веры при рассмотрении качеств Будды;
    Не имеющие ни стыда, ни совести, ни малейшего сострадания;
    Не чувствующие ни малейшего раскаяния при совершении особо дурных действий.
    Эти шесть “не” равняются отсутствию возможности стать Буддой.”
    Также и в “Украшении сутр”* сказано:
    “Некоторые способны лишь на определенно дурное поведение;
    Некоторые полностью побеждают светлые качества;
    Некоторые не имеют ни малейшей добродетели, [ведущей] к освобождению. -
    Они лишены даже малой позитивной основы.”
    Но даже те, кто отмечены этими качествами и названы отверженными,- потому что они имеют склонность вращаться в самсаре в течение долгого времени, - даже они, упорно работая, способны достичь Пробуждения. Так и в “Сутре белого лотоса сострадания”* сказано: “Если живое существо, о Ананда, у которого нет возможности достичь нирваны, лишь подбросит в небо единственный цветок, увидев Будду, - оно обретет плод нирваны; оно станет тем, кто полностью достигнет нирваны; оно достигнет границу, [отделяющую самсару от] нирваны, - я говорю это.”
    Обладающие неопределенным потенциалом зависят от условий: полагаются ли они как на Добродетельного Друга на Шравака или на его друзей; если они проникаются его видением сутр и обретают веру в Шравака, то тогда они становятся обладателями потенциала Шравака и уверенно вовлекаются в Шравака[-яну]. Подобным же образом это происходит и в отношении Пратьекабудд и [практикующих] Махаяну: когда необходимые условия появляются, [субъект] становится практикующим [путь] Пратьекабудд или Махаяны.
    Обладающие потенциалом Шраваков - это те, кто в силу своего страха к самсаре верят в нирвану и обладают малым состраданием. Как говорится:
    “Видя все страдания самсары, они испытывают страх перед ней.
    Они обладают явным доверием к нирване,
    Но им не нравится приносить благо живым существам.
    Обладающие этими тремя знаками [принадлежат к имеющим] потенциал Шраваков.”
    Обладающие потенциалом Пратьекабудд - это те, кто, помимо трех вышеупомянутых признаков, также очень горды, скрывают своих учителей и любят одиночество. Также сказано
    “Недовольство [самсарическим] существованием*, стремление к нирване,
    Малое сострадание, чрезвычайно большая гордость,
    Тайные учителя, пребывание в одиночестве, -
    [Так] мудрый узнаёт потенциал Пратьекабудд.”
    Обладающие этими двумя потенциалами Шраваков и Пратьекабудд хотя и достигают соответствующих результатов, следуя этим двум колесницам, однако достигаемая ими нирвана не является подлинной. Как же они пребывают в этом соcтоянии?
    На основе привычных склонностей* к неведению они пребывают в состоянии незагрязненной кармы, будучи привязанными к телу умственной природы. Поскольку в этом состоянии медитативное погружение* является незагрязненным, они пребывают в уверенности, что это и есть нирвана. Однако это не является подлинной нирваной. Почему же Бхагаван [Победоносный Владыка]* учил этим двум направлениям, это ведь кажется непоследовательным? - [В этом есть] смысл: например, компания купцов отправилась с нашего континента во внешний океан для того, чтобы обрести исполняющую желания драгоценность, однако во время [путешествия], отягощенные одиночеством и трудностями пути, посередине [водной] пустыни они решили повернуть обратно, так и не найдя драгоценность. И когда они уже поворачивали обратно, капитан корабля, обладавший великой магической силой, [используя] свое могущество, создал на том месте иллюзию большого города, войдя в который путешественники смогли отдохнуть от тяжестей пути.
    Живые существа подобны [этим купцам], поскольку обладают малой силой духа; они пугаются, внимая высшей мудрости Будды: “[Мы слишком] осквернены, чтобы достичь состояния Будды, мы не способны [на это], - думая так, они не вступают [на путь]: но когда они уже готовы отвернуться, учения о пути Шраваков и Пратьекабудд предоставляют им возможность отдохнуть в состоянии [высшей реализации] Шраваков и Пратьекабудд.
    Также в “Святом Учении белого лотоса”* сказано: “Так, хотя все Шраваки рассматривают обретенное ими [как] нирвану, Победитель говорит, что эта нирвана - [нирвана] лишь в силу тяжестей [пути]. Эти живые существа отдыхают от трудностей в этих состояниях [реализации] Шраваков и Пратьекабудд, и Татхагата, ведая это, вдохновляет их на достижение состояния Будды. Как же он их вдохновляет?
    Он вдохновляет их посредством Тела, Речи и Сердца. Из его Сердца излучается сияние, от прикосновения которого Шраваки и Пратьекабудды, пребывающие в умственном теле, пробуждаются от незагрязненного медитативного сосредоточения. Затем является Тело, способное давать Учения, и его Речь заключается в следующем:
    “О монахи, те дела, что вы свершили, еще не все; то, что сделано, надо доделывать; ваша нирвана не есть нирвана. О монахи, приблизьтесь к Татхагате, внимайте и размышляйте”,- так убеждает он их.
    Также в “Святом Учении белого лотоса” это описывается в стихах:
    “О монахи, сегодня я говорю вам,
    Что лишь [сделанным] страдание не превзойдено,
    Поскольку для достижения всепроникающей мудрости всеведения* вы должны
    Развиваться с великим усердием и верой,
    И тогда вы обретете всепроникающую мудрость всеведения.”
    Так убеждаемые, Шраваки и Пратьекабудды развивают Бодхичитту [просветленный настрой]* и, практикуя в течение неизмеримых кальп поведение Бодхисаттвы, становятся Буддами.
    В “Сутре путешествия Благородного на Ланку”* это описывается подобным же образом. Также и в “Святом Учении белого лотоса” говорится: “Эти Шраваки, не достигшие нирваны, совершенствуются в поведении Бодхисаттвы, и затем все они становятся Буддами.”
    Что же представляет собой потенциал Махаяны? Говоря коротко,
    Подразделения, сущность, синонимы,
    Доводы, почему [этот потенциал] благороднее прочих,
    Аспекты и признаки; в этих шести пунктах
    И заключается [описание] потенциала Махаяны.
    [Описание] подразделений этого потенциала состоит из двух частей: наличествующий потенциал и достигший совершенства потенциал. Каждый из них будет объяснен в соответствии с их природой .
    Во-первых, естественно присущий потенциал* - это присутствующая с безначальных времен способность развивать качества Будды и достичь осуществления при помощи [всегда присутствующей] Истинной Природы [Дхармата].
    [Во-вторых,] достигший совершенства потенциал* - это обретение способности развить качества Будды на основе ранее накопленных добродетелей.
    Оба эти аспекта представляют собой судьбу* Будды.
    Синонимами этого потенциала являются [понятия] : семья*, семя*, сфера*, и природа*.
    Доводы, в соответствии с которыми этот потенциал является благороднее, чем другие, следующие: потенциал Шраваков и Пратьекабудд представляется ниже постольку, поскольку [в процессе осуществления] совершенно удаляется лишь одна [из двух] завес* - завеса эмоциональных затемнений*, благодаря чему потенциал и обретает аспект очищенности. Потенциал же Махаяны является более благородным, потому что удаляются обе завесы, и потенциал становится совершенно очищенным, и в этом потенциал Махаяны превосходит все другие потенциалы и является наивысшим.
    Если говорить об аспектах этого потенциала, то существуют пробужденный и непробужденный* потенциалы. Пробужденный потенциал считается таковым, если результат можно рассматривать как полностью достигнутый. В отношении непробужденного потенциала результат нельзя считать полностью достигнутым, и поэтому он не расценивается [как пробужденный].
    Какие же условия необходимы для того, чтобы потенциал стал пробужденным? Когда потенциал свободен от враждебных условий и основывается на благоприятных, в таком случае он становится пробужденным. Если это противоположно, то в таком случае он остается непробужденным. В этой связи существуют четыре враждебных условия: рождение в неблагоприятных условиях, отсутствие стыдливости, вовлеченность в следование ложному и омраченность завесами.
    Благоприятных условий два: внешнее условие заключается в наличии другого [существа], учащего подлинной Дхарме, и внутреннее [условие наличия] путей, подобных стремлению к внимательности, добродетельным качествам и т.п. Признаки этого потенциала являются метками, обозначающими потенциал Бодхисаттвы, как это сказано в “Сутре десяти Учений”:
    “Семья умных Бодхисаттв
    Узнается по метам,-
    Как огонь узнается по дыму,
    Как вода - по чайкам.”
    Какие же это знаки? - Это естественная мягкость тела и речи вне зависимости от влияния наставника; когда стремление обманывать и хитрить незначительно; когда есть любовь к живым существам; когда есть открытость. Об этом говорится в “Сутре десяти Учений”:
    “Не жестокие и не грубые люди,
    Отвергнувшие обман и хитрость
    И полностью открытые всем живым существам -
    Это и есть Бодхисаттвы.”
    Другими словами, [Бодхисаттва] с незапямятных времен, чтобы он ни делал, зарождает в себе сострадание ко всем живым существам, предан Учению Махаяны, терпит любые испытываемые трудности и практикует добродетель, и в особенности коренные и подлинные добродетели, которые являются сущностью парамит [совершенств]. Подобным же образом и в “Украшении сутр” сказано:
    “Давнишняя приверженность к состраданию,
    Вера, терпеливость
    И подлинно добродетельное поведение -
    Эти признаки потенциала необходимо знать.”
    Таким образом, среди пяти потенциалов потенциал Махаяны является причиной, непосредственно связанной с состоянием Будды Потенциалы Шраваков и Пратьекабудд являются более отдаленными причинами, хотя в конечном итоге также ведут к достижению состояния Будды, Неопределенный потенциал иногда является непосредственной, а иногда и отдаленной причиной. Так же и с потенциалом отверженных: для существ с таким потенциалом, хотя и в течение очень долгого времени и имея основанием лишь одну мысль, возможность достижения Пробуждения все же не исключена. Поэтому их потенциал является чрезвычайно отдаленной причиной.
    Таким образом, поскольку живые существа обладают этими потенциалами, они обладают природой Будды.
    Подобным же образом наличие природы Будды во всех живых существах обосновывается тремя доводами.
    Какие же этому примеры? - Подобно тому, как серебро содержится в серебряной руде; подобно тому, как масло содержится в кунжуте; подобно тому, как масло содержится в молоке. И точно так же, как серебро можно извлечь из руды, масло выжать из кунжута и сбить из молока - так же и живые существа могут обрести состояние Будды.
    На этом первая глава о Причине из “Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности превосходного Учения”, завершается.

 

Глава 1 Глава 8 Глава 15
Глава 2 Глава 9 Глава 16
Глава 3 Глава 10 Глава 17
Глава 4 Глава 11 Глава 18
Глава 5 Глава 12 Глава 19
Глава 6 Глава 13 Глава 20
Глава 7 Глава 14 Глава 21