ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ

Глава 11

    В отношении заповедей зарождения пробужденного настроя вовлечения существуют три аспекта: практика особенной дисциплины, практика особенного настроя и практика особенной мудрости понимания. Так, в "Светильнике пути пробуждения" говорится:
    "Посредством пребывания в состоянии обетов - самости настроя вовлеченности -
    И хорошенько напрактиковавшись в трех практиках дисциплины
    Увеличишь почтение к трем практикам дисциплины".
    Итак, практика особенной дисциплины - это щедрость, дисциплина и терпение. Практика особенного настроя - это медитативное созерцание. Практика особенной мудрости - это мудрость. Усердие является союзником [этих] трех частей. В "Украшении сутр" сказано:
    "Что касается трех практик,
    То Победоносным шесть парамит
    Были доподлинно объяснены так: первая - это три,
    Последние две - два аспекта,
    И одна относится ко всем трем частям."
    Поэтому, говоря вкратце, необходимо знать, что
    Щедростью, дисциплиной, терпением,
    Усердием, созерцанием и мудростью -
    Этими шестью аспектами
    Обобщаются заповеди развития настроя вовлечения.
    Также в "Сутре вопрошений Субаху" сказано так: "Субаху! Для того, чтобы Бодхисаттва-Махасаттва быстро и прямо достиг совершенного пробуждения, необходимо постоянно, длительно и подлинно совершенствоваться в этих шести парамитах. Каковы же [эти] шесть? Они суть: парамита щедрости, парамита дисциплины, парамита терпения, парамита усердия, парамита созерцания, и шестая - парамита мудрости."
    Также эти шесть парамит должны быть понятыми посредством двух [разделов]: сжатого изложения сути и подробного объяснения частей.
    Первое, сжатое изложение сути, вкратце таково:
    Точное число, точный порядок,
    Определяющие характеристики, этимология,
    Полная классификация и группирование -
    Этими шестью [пунктами] обобщаются шесть парамит.
    Что касается точного числа шести парамит, то с точки зрения [обретения] благой участи и "определенно доброго" три ведут к благой участи и три - к "определенно доброму". Что касается благой участи, то щедрость ведет к богатству, дисциплина - к [хорошему] телу, терпение - к [хорошему] окружению. В отношении "определенно доброго" усердие ведет к возрастанию качеств, созерцание - к умиротворенному состоянию, мудрость - к исключительному видению. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:
    "Имущественная и телесная полноценность
    И наилучшее окружение - благая участь..." и так далее.
    Что же касается точного порядка, то преемственный порядок возникновения таков: поскольку из-за щедрости не взираешь на богатства, обретаешь подлинную дисциплину; если обладаешь дисциплиной, возникает терпение; в силу обладания терпением становишься способным прилагать усердие; прилагая усердие, рождаешь медитативное погружение; если есть стабильное равновесие в медитативном погружении, всецело понимаешь подлинность "как оно есть".
    Порядок же от низшего к высшему таков: то, что ниже, объяснено ранее, а то, что находится наверху, объяснено позже. Опять же, порядок от очевидного к тонкому таков: то, что очевидно, и возникает очевидно, и [в это] легче вовлекаться, что и объяснено ранее; то, что тонко, и возникает тонко, и [в это] труднее вовлекаться, что и объяснено позже. Также в "Украшении сутр" сказано:
    "На основе раннего возникает позднее,
    Поскольку низкое содержится в высоком.
    И поскольку есть очевидное и тонкое,
    Они расположены по порядку."
    Определяющие характеристики парамит Бодхисаттвы - щедрости и прочих - имеют четыре аспекта: уменьшение несообразных обстоятельств, развитие совершенно неконцептуальной изначальной мудрости, совершенное исполнение всех желаний и три способа приведения чувствующих существ к полной зрелости. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:
    "Щедрость уменьшает несообразные обстоятельства,
    [Приводит] к обладанию совершенно неконцептуальной изначальной мудростью,
    Полностью исполняет все желания
    Тремя способами приводит чувствующих существ к полной зрелости..." - и так далее.
    Этимология: поскольку "отстраняется бедность" - это щедрость; поскольку "обретается прохлада" - это дисциплина; поскольку "претерпевается гнев" - это терпение; поскольку происходит "сочетание с высшим" - это усердие; поскольку "ум постигается внутренне" - это созерцание; поскольку этим "понимается абсолютное" - это мудрость. И поскольку с их посредством достигается "другой берег самсары - нирвана" - это парамита. Сообразно с этим в "Украшении сутр" говорится:
    "Поскольку это объяснено как отстранение от бедности,
    Обретение прохлады, претерпевание гнева,
    Сочетание с высшим, восприятие ума
    И понимание абсолютного."
    Полная классификация: щедрость щедрости, дисциплина щедрости... - и так же далее каждая из шести парамит подразделяется на шесть, что составляет тридцать шесть. Сообразно с этим в "Украшении прямого постижения" сказано так:
    "Когда шесть аспектов - щедрость и прочие
    Присоединяются к каждому из них самих,
    То осуществление становится снаряженным.
    Так объяснено - шесть групп по шесть."
    Группирование - это объединение по двум накоплениям: щедрость и дисциплина являются накоплением заслуги, а мудрость - накоплением изначальной мудрости. Терпение, усердие и созерцание относятся к обоим накопления. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:
    "Щедрость и дисциплина являются
    Накоплением заслуги, а мудрость - изначальной мудрости;
    Остальные три - двояки".
    На этом одиннадцатая глава, объясняющая общее представление шести парамит из "Драгоценного украшения освобождения, подобного исполняющей желания драгоценности истинного Учения", завершается.

 

 

Глава 1 Глава 8 Глава 15
Глава 2 Глава 9 Глава 16
Глава 3 Глава 10 Глава 17
Глава 4 Глава 11 Глава 18
Глава 5 Глава 12 Глава 19
Глава 6 Глава 13 Глава 20
Глава 7 Глава 14 Глава 21