ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ

Глава 16

 

    Вкратце, парамита медитативного сосредоточения - это
    Двойное размышление и недостатках и качествах,
    Естество, подразделения,
    Определяющие характеристики каждого раздела,
    Возрастание, действия ведущие к очищению
    И плод, - этими семью темами
    Обобщается парамита медитативного сосредоточения.
    Объяснение первого таково: если некто, хотя и обладая щедростью и прочим, не обладает медитативным сосредоточением, то, подпав под власть рассеянности, клыками затемнений будет совершенно переменен. Так, во "Введении в практику" сказано:
    "Ум рассеянного человека
    Находится в клыках затемнений."
    Также без обладания медитативным сосредоточением не рождается ясновидение, а если ясновидение не рождено, невозможно благодетельствовать чувствующим существам. Также в "Светильнике пути Бодхисаттвы" сказано:
    "В силу отсутствия осуществления умиротворенного состояния
    Ясное понимание не возникает.
    И, поскольку мощь ясновидения отсутствует,
    Благо чувствующим существам не может быть принесено."
    А также без обладания медитативным сосредоточением не рождается мудрость понимания, а если мудрость понимания не рождена, пробуждение не достигается. Сообразно с этим в "Письме другу" сказано:
    "Также без медитативного погружения нет мудрости."
    Если же, в противоположность этому, медитативное сосредоточение наличествует, то отметается пристрастие к низким вещам, возникает ясновидение и в потоке [своего бытия] возникает множество врат медитативного погружения. Сообразно с этим в "Благородном собрании" сказано:
    "Медитативным сосредоточением отметаются позорные качества желаний,
    Истинно осуществляется постижение, ясновидение и медитативное погружение."
    Также, если наличествует медитативное сосредоточение, то тем самым развивается мудрость, и тогда все собственные затемнения побеждаются. Также во "Ведении в практику" сказано:
    "Особым видением при всецелом обладании умиротворенным состоянием,
    Как известно, полностью побеждаются затемнения."
    Также, если наличествует медитативное сосредоточение, рождается видение подлинного смысла и сострадание к чувствующим существам. Сообразно с этим в "Сутре подлинно собираемого Учения" сказано: "Также умом созерцательного равновесия становится видима подлинность - так, как она есть. Видением подлинности - такой, какая она есть - Бодхисаттва вовлекается в великое сострадание по отношению к чувствующим существам".
    Также, если наличествует медитативное сосредоточение, становится возможным утверждать в пробуждении всех воспитываемых. Так, в "Украшении сутр" сказано: "Тем самым медитативным сосредоточением также все рожденные утверждаются в трех пробуждениях".
    Естеством медитативного сосредоточения является умиротворенный по своей сущности внутренне [ориентированный] ум, однонаправленно нацеленный на добродетель. Также в главе, объясняющей самое естество медитативного сосредоточения из "Уровней Бодхисаттвы", сказано: "Однонаправленное на добродетель состояние ума".
    Также, поскольку подобное медитативное сосредоточение обретается вследствие отвержения несогласующегося фактора рассеянности, то сперва рассеянность подлежит отвержению. Более того, отвержение рассеянности требует уединения: телесного обособления от мирского и умственного обособления от сознательных [процессов]. Сообразно с этим во "Введении в практику" сказано:
    "В силу телесного и умственного обособления
    Сознательные [процессы] не возникают."
    Необходимость первого, полного телесного обособления от мирского, следует понимать посредством шести тем: определяющих характеристик мирского, причины мирского, изъяны мирского, определяющие характеристики уединения, причина уединения и качества уединения.
    Определяющие характеристики мирского - это рассеиваться собственными детьми, женой, окружением и имуществом, - всем вместе.
    Причина мирского - привязанность; в силу привязанности к чувствующим существам - семейству, слугам и прочему, привязанности к собственности - еде, богатству и прочему, и привязанности к хвале и славе - восхвалениям и прочему мирское не отвергается. Сообразно с этим сказано:
    "Из-за привязанности и к скопленной собственности
    Пристрастия мирское не отвергнуто."
    В отношении изъянов мирского следует знать общее и особенное, и касательно подпадающего под общее в "Сутре увещеваний особых замыслов" сказано так: "Майтрейя! Сосредоточений на изъянах мирского двадцать. Какие двадцать? - Это телесная несдержанность, это речевая несдержанность; это умственная несдержанность; это увеличение затемнений; это также почтение к мирским толкам; это найденный Марой шанс; это опора на беспечность; это невозможность обрести умиротворенность и особое видение", - и подобным же образом сказано далее.
    Подпадающее под [категорию] особенного - это невозможность обрести пробуждение из-за изъянов привязанности к чувствующим существам. Так, в "Сутре лунного светильника" сказано:
    "Полагаясь лишь на желания
    И развивая пристрастие к детям и жене,
    Из-за этих светских низких действий
    Непревзойденное пробуждение не будет достигнуто никогда."
    Также во "Введении в практику" сказано:
    "Если привязан к чувствующим существам,
    То истинность совершенно скрыта завесами."
    И поэтому следует отвергнуть привязанность к этому, как сказано:
    "Ими также не приносится благо мне,
    И также я не приношу им благо; поэтому
    От ребяческих действий надо держаться подальше."
    Также о полезных качествах отвержения этого сказано в "Сутре лунного светильника" таким образом:
    "Из отвержения пристрастия к детям и жене
    Возникает подлинная боязнь светского в мирянине,
    И тогда нахождение высшего пробуждения не трудно."
    Также изъянов привязанности к собственности и славе два: собственность и славу невозможно поддерживать постоянно, и ими формируется страдание.
    О первом сказано во "Введении в практику" так:
    "Возникшее накопление собственности и славы
    Куда уходит? - Неизвестно."
    О втором также сказано там же:
    "К тому ль возникает привязанность или к сему,-
    И то, и се, сопутствуя тысячелико,
    Лишь воплощенным страданием оборотится."
    Определяющая характеристика уединения - быть свободным от мирского.
    Причина уединения - пребывание в одиночестве в обители. И так называемая обитель - это некое кладбище, или чащоба, или расселина, или пустыня и тому подобное, могущая находиться в пятистах саженях, то есть а так называемом "расстоянии крика"; таковая, отстоящая от селения вплоть до одного "расстояния крика", называется "обителью". Также в "Сокровищнице истинного Учения" сказано:
    "В пятистах саженях,
    На расстоянии крика живи в обители."
    Качества уединения: существует множество качеств, когда ради пробуждения и чувствующих существ бегут от мира и обосновываются в обители: этим проявляется высшее почитание Будд; проявляется недовольство самсарой; происходит освобождение от восьми мирских качеств; затемнения не увеличиваются; рождается медитативное погружение в потоке [собственного бытия].
    Что касается объяснения первого, то подлинно совершенные Будды ликуют больше лишь семи шагам в направлении обители с намерением жить в затворничестве, принося благо чувствующим существам посредством пробужденного настроя, чем массе подношений едой, питьем, цветами и так далее. Также в "Сутре лунного светильника" сказано:
    "Пищей, питьем, а также одеяниями,
    И цветами, и благовониями, и украшениями
    Возданное почтение Вождям-Победителям - не лучшее;
    Но если некто, жаждая полного пробуждения
    И будучи недовольным сквернами обусловленного, ради чувствующих существ
    Совершает семь шагов к пребыванию в уединении, -
    То эта заслуга особо благородна по сравнению с той."
    О недовольстве самсарой, освобождении от восьми качеств, а также об отсутствии возрастания затемнений в той же сутре сказано так:
    "Подобным же образом возникает постоянное недовольство обусловленным,
    И нет какого бы то ни было желания мирского,
    И скверны совсем не возрастают."
    О быстром зарождении медитативного погружения - главенствующей надобности - также сказано в той же сутре:
    "Отвергнув радости селений и городов
    И обосновавшись навсегда в лесном уединении,
    Будь постоянно недвойственен, как носорог -
    Без долгих помех обретешь высшее медитативное погружение."
    На этом объяснение телесного обособления от мирского завершается.
    Что же касается так называемого умственного обособления от сознательных процессов, то следует размышлять, обдумывая следующее: "Зачем я пришел в эту обитель? Я пришел в эту обитель, избегая в страхе и трепете селений, городов и прочих мест рассеяния, и явился в эту обитель". Страх перед чем? - Об этом сказано в "Сутре вопрошений домохозяина Патиурги" таким образом: "Испуган и трепещу мирского. Испуган и трепещу приобретений и почитаний. Испуган и трепещу дурных приятелей. Испуган и трепещу трех [ядов] - страстной привязанности, ненависти и глупости. Испуган и трепещу мар, скоплений, затемнений, смерти и чувственности. Испуган и трепещу трех [участей] - адской, голодных духов и животных. Ужасаясь и трепеща подобного, я пришел в обитель."
    Затем следует провести исследование, размышляя так: "Хотя я и нахожусь сейчас в обители из-за страха и трепета, однако чем же заняты мое тело, речь и ум?"
    "Если я, будучи в обители, посредством тела совершаю убийства, беру не данное и совершаю прочие подобные действия, - то я неотличим от хищников, охотников, разбойников; осуществляется ли этим как-нибудь желанный смысл?" - обдумав так, следует отвратиться от этого.
    Если исследовать речь, то, обдумав следующее: "Если я, будучи в обители, празднословлю, клевещу, ругаюсь и так далее, - то я неотличим от павлинов, попугаев, канареек, жаворонков и прочих; осуществляется ли этим как-нибудь желанный смысл?" - и, размышляя так, следует отвратиться от того.
    Если исследовать ум, то, обдумав следующее: "Если я, будучи в обители, имею ум страстной привязанности, ненависти, зависти и тому подобное, - то я неотличим от диких зверей, мартышек, обезьян, медведей, горных медведей и прочих; осуществляется ли этим как-нибудь желанный смысл?" - и, размышляя так, следует отвратиться от того.
    На этом объяснение умственного обособления от мыслей завершается.
    Итак, телесным и умственным обособлением устраняется рассеяние. Вследствие отсутствия рассеяния происходит вовлечение в медитативное сосредоточение. И затем следует упражнять собственный ум.
    Исследовав, какое из собственных затемнений является наибольшим, следует размышлять, применяя к этому противоядие.
    Так, противоядием против страстной привязанности является медитация на неприятное. Противоядием против ненависти является медитация на любовь. Противоядием против глупости является медитация на взаимозависимость. Противоядием против зависти является медитация на равностность себя и других. Противоядием против гордости является медитация на обмен своего [положения] на чужое. Если же виды затемнений равновелики или сознательные процессы множественны, то есть медитация на дыхание.
    Итак, если собственная страстная привязанность велика, то медитировать на неприятное следует так: сперва следует размышление о тридцати шести нечистых субстанциях этого своего тела: мясе, крови, коже, костях, костном мозге, желчи, слизи, соплях, слюне, экскрементах и так далее. Затем, придя на кладбище и рассматривая трупы, вывезенные на кладбище, по прошествии одного дня после смерти, а также двух-, трех-, четырех- и пяти [дневные] после смерти, совершенно разложившиеся, полностью преобразившиеся, совершенно почерневшие и съеденные червями, совмещать это с таким размышлением: "И мое тело такой же сущности, обладает подобными же качествами и не превзошло эту истинную природу".
    Также, рассматривая принесенный на кладбище труп [недавно] умершего, и частично покрытый плотью скелет, и покрытый небольшим количеством жил, рассыпавшийся на части скелет, по прошествии нескольких лет после смерти по цвету ставший подобным раковине, по цвету ставший подобным голубю, - совмещать это с таким размышлением: "И мое тело такое же по сущности, обладает подобными же качествами и не превзошло эту истинную природу".
    Также если собственная ненависть велика, противоядием является медитация на любовь, и в общем, среди трех объясненных выше существующих [видов] любви это - сосредоточенная на чувствующих существах любовь. И вначале обдумывается осуществление пользы и счастья некоего чувствующего существа, дорогого [нашему] сердцу, и тем осуществляется соответствующая любовь к нему. Затем это [распространяется] на смешанных. Затем - на заурядных. Затем - на окружающих. Затем - на обитателей своего селения. И таким образом эта медитация [распространяется] также на все десять, [начиная] с востока, направлений.
    Также если собственная глупость велика, противоядием этому является медитация на взаимозависимое возникновение. Как сказано в "Сутре рисовых ростков": "Монахи! Тот, кто понимает эти рисовые ростки, понимает взаимозависимое возникновение. Тот, кто понимает взаимозависимое возникновение, тем самым понимает Дхарму. Тот, кто понимает Дхарму, тем самым понимает состояние Будды".
    Итак, существует два [объяснения]: способа как это возникает - взаимозависимость самсары и обратного способа - взаимозависимость нирваны.
    В первом также два [подразделения]: внешнее взаимозависимое возникновение и внутреннее взаимозависимое возникновение. И в этом также два [отдела]: внутреннее взаимозависимое возникновение в связи с причиной и внутреннее взаимозависимое возникновение, взаимосвязанное с условиями. В отношении первого сказано так: "Монахи! Поскольку это существует, это возникает. Поскольку это родилось, это рождается, и это так: в силу условия неведения - составное, из него... [и вплоть до того, что] в силу условия рождения возникает старость, смерть, юдоль, стенания, страдание, умственное несчастье и раздоры. И подобным образом возникает только это великое скопление несчастий."
    Более того, в отношении сфер это относится к сфере желаний. В отношении же состояния рождения это относится к рождению из чрева.
    Итак, изначально обретено так называемое неведение - "омрачение в отношении познаваемого".
    Этим полностью определяются оскверненные действия, будь они добродетельные, или недобродетельные, или неясно составленные - известные как "составные явления, обусловленные неведением".
    Отмеченный семенами тех действий ум назван "сознанием, обусловленным составным".
    Мощью действий ум становится совершенно ошибочным, и, обретая перерождение в материнском чреве, превращается в "округлый" и так далее [зародыш], и называется "именем и формой, обусловленными сознанием".
    В силу возрастания этих самых имени и формы полностью формируются чувственные способности глаза, уха и прочие, известные как "шесть источников, обусловленных именем и формой".
    Одновременная активность собранных вместе чувственных способностей глаза и прочего, объекта и сознания называется "контактом, обусловленным шестью источниками".
    Подобным же образом из возникшего контакта возникает ощущение переживания счастья, страдания или безразличия, что называется "ощущением, обусловленным контактом".
    Радование, пристрастие и исключительное пристрастие к испытываемым ощущениям называется "вожделением, обусловленным ощущением".
    Размышление о том, как бы не потерять связи с [объектом] пристрастия и забота о том, как бы не отдать его впоследствии, называется "хватание, обусловленное вожделением".
    Если заботиться об этом, то посредством телесных, речевых и умственных действий полностью определяется развитие самсарического существования, и это называется "бытие, обусловленное хватанием".
    Те завершенные пять скоплений, зародившихся из действий, называются "рождением, обусловленным бытием".
    Возрастание и созревание полноосуществленных [в результате] рождения - это старение, а разрушение - это смерть, и это называется "старость и смерть, обусловленные рождением".
    Когда умираешь, омрачения проявляются внутренними мучениями явственных пристрастий и привязанностей, и это является "скорбью" Словесное выражение, вытекающее из "скорби" - жалобы. Переживание несчастья обладания совокупностью пяти сознаний является страданием. Умственное страдание обладания фантазиями является умственным несчастьем. Всякие же прочие подобные второстепенные затемнения называются враждой.
    Более того, следует знать о трех этапах: неведение, вожделение и хватание являются затемнениями; составность и бытие являются действиями; сознание и прочие семь являются страданием. Сообразно с этим в "Сутре срединного взаимовозникновения" сказано:
    "Двенадцать особых звеньев
    Должны пониматься трехчастно.
    Святым о взаимовозникновении сказано: Это -
    Затемнения, действия и страдание, -
    И этими тремя исчерпывается;
    Первое, восьмое и девятое - затемнения
    Второе и десятое - действия,
    А остальные семь - страдание."
    Если также привести примеры, то неведение подобно сеятелю семян, действие подобно пашне, сознание подобно семени, вожделение подобно влаге, имя и форма подобны ростку, а прочее подобно ветвям, листьям и так далее.
    И если бы неведение не возникло, то и составное бы не проявлялось, и точно так же если бы рождение не возникло, старость и смерть также не проявлялись бы; однако из существования неведения проистекает неминуемое осуществление составного, и в силу этого из существования рождения проистекает неминуемое осуществление старости и смерти.
    И к тому же неведение не обдумывает осмысленно: "Я сделаю явленным составное", и также составные не обдумывают осмысленно: "Мы сделаны явленными неведением...", так же как и рождение не обдумывает осмысленно: "Я сделаю явным старость и смерть", а старость и смерть также не обдумывают вплоть до осмысления: "Мы сделаны явленными рождением...". Однако из существования неведения явно осуществляются и возникают составные явления, и точно так же в силу существования рождения явно осуществляется и возникает старость и смерть, как и из существования рождения явно осуществляется и возникает старость и смерть.
    Подобным образом видится внутреннее взаимозависимое возникновение вкупе с причиной.
    Также внутреннее взаимозависимое возникновение взаимосвязано с условиями, поскольку состоит из шести элементов: земли, воды, огня, ветра, пространство и сознания.
    "Элементом земли" является то, что явственно осуществляет прочную вещественность тела.
    "Элементом огня" является то, что переваривает пищу, питье и так далее.
    "Элементом ветра" является то, что совершает причинные действия вдыхания и выдыхания.
    "Элементом пространства" является то, что существует как внутренняя "взболтанность" тела.
    "Элементом сознания" является совокупность пяти сознаний и сознание оскверненного ума.
    Если эти условия не наличествуют, тело не возникает, тогда как если все эти шесть внутренних элементов полностью собраны, тело становится явственно осуществленным.
    И к тому же эти шесть элементов не обдумывают осмысленно: "Твердость и так далее тела осуществлены нами". А также тело не обдумывает осмысленно: "Я развилось посредством этих условий"; но все же эти условия делают это полностью возникшим.
    Однако осуществляются ли полностью эти двенадцать [звеньев] взаимозависимости за жизнь? В "Сутре десяти благородных уровней" сказано: "Так называемые составные явления, [возникшие] в силу условий неведения, рассматриваются как относящиеся к прежним временам. [Начиная] от сознания и вплоть до ощущения рассматриваются как возникшие сейчас. От вожделения и до бытия рассматриваются как последующие. И таким же образом это все возникает далее."
    Обратный способ - взаимозависимость нирваны - таков: постижением истинной природы всех явлений как пустотности неведение становится отринутым, и тем отвержением последовательно отвергаются [все звенья] вплоть до старости и смерти. Как сказано: "Поэтому отвержением неведения отвергаются составные явления, и, исходя из такого образа действий, отвержением рождения становятся отвергнуты старость и смерть, скорбь, жалобы, страдания, умственное несчастье и вражда, и подобным же образом становится отвергнутым это единственное великое скопление страдания."
    Если же собственная зависть велика, то противоядием против этого является медитация на равноценность себя и чувствующих существ. Так, во "Введении в практику" сказано:
    "Равностность себя и других, -
    Сперва усердно медитируй на это.
    И поскольку [свое и чужое] счастье и страдание одинаково, -
    Следует защищать всех, как себя."
    Если же собственная гордость велика, то противоядием против этого является медитация на обмен своего на чужое. Ребячливые чувствующие существа привязаны лишь к собственной важности и пестуют себялюбие, и поэтому страдают в самсаре. Будды же привязаны к ценности других и любовно заботятся лишь о благе других, и поэтому обрели состояние Будды. Так, сказано:
    "Ребячливые заняты собственным благом,
    Святые же заботятся о благе других.
    Рассмотри же особенности обоих!"
    Поэтому следует понять ошибочность этого цепляния за собственную важность и отвергнуть эгоизм. Следует понять [благие] качества привязанности к важности других и действовать по отношению к другим как к себе. Так, во "Введении в практику" сказано:
    "Я сам обладаю ошибками, а другие -
    Океан качеств [имеют]: поняв [это],
    Следует медитировать на отвержение эгоизма
    И принятие других."
    Если же виды собственных затемнений равновелики или сознательные процессы множественны, упражняйся в дыхании, медитируя на счет, следование и прочие шесть [методов] В "Сокровищнице истинного Учения" сказано:
    "Счет, следование, фиксация,
    Постижение, преобразование и
    Совершенно чистое - утверждают шесть аспектов."
    Что же касается работы с этими затемнениями ни посредством отвержения, ни осуществления, ни преображения, то это - традиция мантраяны и отцовско-сыновняя преемственность и передача Марпы, которые следует постигать лично; это также постигается [посредством] "соединения единовозникшего" и шести Учений славного Наропы.
    Эти последовательные тренировки ума ведут к медитативному сосредоточению.
    Подразделений самого медитативного сосредоточения три: медитативное сосредоточение счастливого пребывания в видимых явлениях, медитативное сосредоточение осуществленных качеств и медитативное сосредоточение принесения блага чувствующим существам.
    Первое - это сделать поток своего [бытия] подходящим вместилищем. Второе - [сделав] себя подходящим вместилищем, осуществлять качества Будды. Третье - приносить благо чувствующим существам.
    Объяснение определяющих характеристик каждой из них таково: о первом, медитативном сосредоточении счастливого пребывания в видимых явлениях, сказано в "Уровнях Бодхисаттвы" таким образом: "Что касается медитативного сосредоточения Бодхисаттв, то это пребывание в этой жизни посредством освобождения от всех сознательных процессов, развитие полностью очищенных тела и ума, в высшей степени полное умиротворение, свобода от чванливости, отсутствие ощущения "вкуса" [медитации] и свобода от каких бы то ни было оценок".
    В этом отношении "освобождение от всех сознательных процессов" - это однонаправленное пребывание при отсутствии обманчивых умственных концепций бытия, небытия и так далее.
    "Развитие полностью очищенных тела и ума" - это разрушение всех воспринятых дурных состояний тела и ума.
    "В высшей степени полное умиротворение" - это вовлечение естественным путем.
    "Свобода от чванливости" - это быть свободным от затемняющих взглядов.
    "Отсутствие ощущения вкуса [медитации]" - это отсутствие затемнений бытия.
    "Свобода от оценок" - это свобода от вещей - форм и так далее.
    Вратами ко всему этому являются четыре медитативных сосредоточения: первое медитативное сосредоточение, второе, третье и четвертое. И первое из этих медитативных сосредоточений сопровождается концепциями и исследованиями. Второму медитативному сосредоточение присуща радость. Третьему медитативному сосредоточению присуще удовлетворенное счастье. Четвертому медитативному сосредоточению присуща невозмутимость.
    Медитативное сосредоточение осуществления качеств двояко: необщее и общее.
    Что касается первого, то это неохватные умом и неисчислимые в своем множестве медитативные погружения, объединенные категорией десяти могуществ; и если Шраваки и Пратьекабудды не знают даже имени [этого], то как же они могут в это вступить?
    Что же касается общего, то это общие и для Шраваков [практики] "полного освобождения", "подавления великолепием", "источников истощения", "подлинного самоосознавания" и так далее. И хотя они называются "общими", по природе [они этому] не соответствуют.
    Что касается медитативного сосредоточения принесения блага чувствующим существам, то на каком бы медитативном сосредоточении это ни основывалось, [это проявляется] бесчисленным количеством иллюзорных тел и является медитативным сосредоточением, действующим одиннадцатью [методами]: оказывать помощь в соответствии с нуждами чувствующих существ и так далее.
    Что касается знаменитых [медитаций] умиротворения и исключительного видения, то что же такое умиротворение? И что же такое исключительное видение?
    Умиротворение - это проистекающее из подлинной медитативной концентрации фиксация ума на [самом] уме.
    Исключительное видение - это следующее за тем всецелое различение явлений, знающее то, что надлежит и то, что не надлежит делать. В "Украшении сутр" сказано так:
    "Основанный на подлинном состоянии,
    Ум, [пребывающий] в уме, - поскольку фиксируется
    И поскольку всецело различает явления, -
    Является умиротворением и исключительным видением."
    Также умиротворение является действительным медитативным сосредоточением, а исключительное видение их представляет собой аспект мудрости понимания.
    Возрастание медитативного сосредоточения подобно описанному выше и увеличивается посредством мудрости проникновения, мудрости понимания и посвящения.
    Очищение медитативного сосредоточения подобно описанному выше и воплощаются пустотностью и состраданием.
    В отношении плода медитативного сосредоточения следует знать два [аспекта]: окончательный и преходящий. Об окончательном обретении непревзойденного пробуждения в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано так: "Полностью усовершенствовавшись в парамите медитативного сосредоточения, Бодхисаттва стал истинно совершенным Буддой, [обретшим] подлинно непревзойденное совершенное пробуждение; преобразится в истинно совершенной обширной исполненности; станет истинно совершенной обширной исполненностью."
    Преходящий [плод] - это обретение божественного тела, свободного от желания и привязанности, как сказано высокоученым Нагарджуной:
    "Радостную чувственность, счастье и страдания
    Четырьмя медитативными сосредоточениями полностью отвергнув,
    Богов Чистой, Лучезарного Сияния, Обширной Добродетели
    И Великого Плода [сфер] обретаешь судьбу."
    Это была шестнадцатая глава о парамите медитативного сосредоточения из "Драгоценного украшения освобождения, [подобной] исполняющей желания драгоценности истинного Учения".

 

Глава 1 Глава 8 Глава 15
Глава 2 Глава 9 Глава 16
Глава 3 Глава 10 Глава 17
Глава 4 Глава 11 Глава 18
Глава 5 Глава 12 Глава 19
Глава 6 Глава 13 Глава 20
Глава 7 Глава 14 Глава 21