ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ

Глава 18

 

    Итак, развив сначала настрой высшего пробуждения, посредством ревностных действий в отношении подлежащего изучению, [практикующий] постепенно продвигается по уровням Бодхисаттвы и путям.
    Объяснение путей вкратце таково:
    Путь накопления, путь соединения,
    Путь видения, путь медитации
    И путь всесторонне-окончательного достижения.
    Этими пятью полностью обобщаются пути. - Так сказано.
    В соответствии с наставлениями "Светильника пути пробуждения" эти пять путей таковы: вначале существам с малыми и средними [способностями] необходимо заложить основу, медитируя на Учение, затем развить настрой устремления и вовлечения, и затем усердно закладывать собирание двух накоплений, - так наилучшим образом объяснен путь накопления.
    "Постепенно обретя "теплоту" и так далее, - таким является объяснение пути соединения. - "Обретя "радостнейший" [уровень] и так далее", - таким является объяснение пути видения, пути медитации и пути окончательного достижения.
    Путем накопления являются усердные действия в отношении добродетели личности, обладающей потенциалом, начиная от развития настроя высшего пробуждения, принятия духовных наставлений Высокого Учителя и вплоть до того момента, пока не возникнет изначальная мудрость теплоты. Этот отрезок подразделяется на четыре [этапа]: изменения в результате постижения и преданности, изменения в результате желания исключительного и изменения в результате обретенного.
    И почему же все это называется "Путь Накопления?" Это называется Путем Накопления потому, что для того, чтобы сделать [практикующего] подходящим вместилищем для возникновения постижения "теплоты" и так далее, необходимо собирать накопление добродетели. Это также называется корнями добродетели, соотносимыми с освобождением.
    В этот период совершенствуются такие факторы пробуждения: четыре сосредоточения-памятования, четыре подлинных отвержения и четыре опоры сверхъестественных способностей, то есть три [набора] по четыре фактора.
    Четыре сосредоточения-памятования - это телесное сосредоточение-памятование, сосредоточение-памятование ощущения, умственное сосредоточение-памятование и сосредоточение-памятование явлений; они образуют малый уровень Пути Накопления.
    Четыре полных отвержения - это отвергать возникшие недобродетельные и дурные качества, не развивать не возникшее [дурное], развивать не возникшие добродетельные качества-противоядия и увеличивать уже возникшие; они образуют средний уровень пути накопления.
    Четыре опоры сверхъестественных способностей - это медитативное погружение склонности, медитативное погружение усердия, медитативное погружение настроя и медитативное погружение анализа; они образуют великий уровень Пути Накопления.
    Путь Соединения следует за полным окончанием Пути Накопления и заключается в зарождении постижения Четырех Истин и соответственно следующих за ними так называемых четырех элементов прорыва: "теплота", "вершина", "терпение" и "высшее мирское явление".
    Почему же все это называется "Путь Соединения"? Это называется "Путь Соединения" потому, что его сутью является соединение с прямым постижением истины. Более того, при нахождении на уровнях "теплоты" и "вершины" обретается пять способностей: способность веры, способность усердия, способность памятования, способность медитативного погружения и способность мудрости. При нахождении на уровнях "терпения" и "высшего мирского явления" обретается пять могуществ: могущество веры, могущество усердия, могущество памятования, могущество медитативного погружения и могущество мудрости.
    Путь Видения наступает следом за [стадией] "высшего мирского явления" и является сочетанием умиротворенного состояния и непосредственно следующего за ним исключительного видения, сосредоточенных на четырех благородных Истинах; так, это терпение понимания явлений в [истине] страданий, понимание явлений в истине страдания, терпение понимания последующего постижения в [истине] страдания, понимание последующего постижения в [истине] страдания и так далее: каждая из четырех Истин имеет по четыре [аспекта] и характеризуется шестнадцатью моментами терпения и понимания.
    И почему же все это называется Путь Видения? Это называется Путь Видения из-за видения благородных Истин, не виданных прежде.
    Этот период является [периодом] обладания семью факторами пробуждения: факторами пробуждения подлинной внимательности, подлинного полного различения явлений, подлинного усердия, подлинной радости, подлинного всецелого очищения, подлинного медитативного погружения и подлинной невозмутимости как фактора пробуждения.
    Путь Медитации наступает после завершения Пути Видения и является двумя путями: мирским и превзошедшим мирское.
    Мирской Путь Медитации - это первое мирское медитативное сосредоточение, второе, третье и четвертое медитативные сосредоточения, [а также] источники распространения "Безграничного Пространства", источники распространения "Безграничного Сознания", источники распространения "Вообще ничего" и источники распространения "Ни Различения, ни Неразличения".
    Существуют три надобности в медитациях на это: [они] подавляют затемнения, [подлежащие] отвержению [во время Пути] Медитации; делают осуществленными особые качества безграничности и прочего; и образуют основу пути преодоления мирского.
    Превзошедший мирское Путь Медитации - это состояние умиротворения и непосредственно следующее за ним исключительное видение, оба сосредоточенные на двух [аспектах] изначальной мудрости; более того, [есть] четыре [аспекта] терпения и понимания в каждой из четырех Истин, [постигаемых на] Пути Видения, и восемь [аспектов] терпения в видении из шестнадцати достаточны для видения на Пути Видения. Что же касается восьми пониманий, то они совершенствуются в [практиках] умиротворения и исключительного видения посредством соответствующих медитативных погружений четырех медитативных сосредоточений на Пути Медитации и трех бесформенностей. И еще: совершенствование в постижении истинности является фактором "понимания Дхармы", а совершенствование в постижении изначальной мудрости является фактором "понимания последующего постижения". Что же касается источников распространения "Ни Различения, Ни Неразличения", то из-за шатаний и полной неясности различения это является лишь мирским.
    Почему же все это называется Путем Медитации? Это называется Путем Медитации из-за совершенствования в медитации на самосущее, постигнутое на Пути Видения.
    Этот период является [периодом] обладания восемью аспектами пути Благородного: правильными воззрениями, правильным пониманием, правильной речью, правильными пределами действий, правильным образом жизни, правильным старанием, правильной внимательностью и правильным медитативным погружением.
    Путь Окончательного Достижения следует за медитативным ваджраподобным погружением и является сущностью понимания исчерпанности возникшего и понимания нерожденности. Что же касается ваджраподобного медитативного погружения, то это состояние на пути отвержения в конце Пути Медитации, состоящее из пути соединения и пути отсутствия препятствий. Также это медитативное погружение метафорически называется ваджраподобным из-за беспрепятственности, твердости, устойчивости, "одного вкуса" и охвата.
    В этом отношении [оно] беспрепятственно потому, что обстоятельства мирской деятельности не могут привести к [его] нарушению. Твердо - потому что не совместимо ни с какими завесами. Устойчиво - потому что не колеблемо умозрениями. "Одного вкуса" - потому что совершенно одного вкуса. Охватывающе - потому что сосредоточено на таковости, общей для всего познаваемого.
    Следующее за медитативным погружением понимание исчерпанности возникшего - это изначальная мудрость, сосредоточенная на четырех Истинах посредством власти исчерпания причин возникновения всего [страдания].
    Понимание нерожденности - это изначальная мудрость, сосредоточенная на четырех Истинах посредством власти отвергнутого страдания [как] результата. Или же [можно сказать, что] изначальная мудрость, сосредоточенная на исчерпании причин и нерожденности результата является пониманием исчерпания и нерожденности.
    И почему же все это называется "Путь Окончательного Достижения"? Это называется "Путь Окончательного Достижения" потому, что практика подошла к концу и [практикующий] подходит к граду нирваны.
    На этой стадии наличествуют 10 качеств не-учения, начиная от не-учения правильных воззрений и до не-учения медитативного погружения [-восемь-], не-учение полного освобождения и не-учения подлинной изначальной мудрости. Также эти десять качеств не-учения с точки зрения пяти свободных от осквернений скоплений таковы: трехчастное - не-учения правильной речи, предела действий и образа жизни - скопление дисциплины, двухчастное - правильной внимательности и медитативного погружения - скопление медитативного погружения, трехчастное - воззрений, понимания и старания - скопление мудрости, подлинно полное освобождение - скопление полного освобождения и правильное знание - скопление видения изначальной мудрости полного освобождения.
    Это была восемнадцатая глава, объясняющая полностью представленные пути, из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желание драгоценности истинного Учения".

 

 

Глава 1 Глава 8 Глава 15
Глава 2 Глава 9 Глава 16
Глава 3 Глава 10 Глава 17
Глава 4 Глава 11 Глава 18
Глава 5 Глава 12 Глава 19
Глава 6 Глава 13 Глава 20
Глава 7 Глава 14 Глава 21