ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ

Глава 19

 

    Существуют ли уровни на этих пяти путях? Вкратце,
    Начинающего, склонности и практики,
    Десять уровней Бодхисаттвы
    И уровень Будды, - этими
    Тринадцатью обобщаются уровни.
    Также об этих уровнях сказано в "Светильнике пути пробуждения": "Будут обретен "Радостнейший" и прочие..."
    "Радостнейший" - это первый уровень, прочие же - два уровня до него и после него - десять.
    Итак, уровень начинающего - это период Пути Накопления, заключающийся в созревании того, что незрело в потоке собственного бытия.
    Уровень склонности и практики - это Пути Соединения, поскольку является лишь действиями [в силу] склонности к сути пустотности. В это время несообразные с парамитами факторы - жадность и прочие подлежащие отвержению на [Пути] Видения затемнения, измышления и вполне условные концептуальные завесы познаваемого - подавляются, более не возникая.
    Десять уровней Бодхисаттвы - это уровни с первого "Радостнейшего" и до десятого "Облака Дхармы". Соответственно с этим в "Сутре десяти уровней Благородного" сказано: "О сыновья Победоносного! Эти десять являются уровнями Бодхисаттвы: "Радостнейший" уровень Бодхисаттвы..." и так далее.
    И первый "Радостнейший" уровень является этапом зарождения Пути Видения, - действительного постижения сути пустотности. Этап со второго уровня и по десятый является Путем Медитации, когда постижение самосущности на первом уровне доводится до совершенства. Также эти десять уровней Бодхисаттвы следует понять двояко: общие качества и особые качества.
    Что касается общих качеств, то их три: природа уровней, этимология слова "уровень" и основание подразделения уровней на десять.
    Природа уровней - это объединенная [одним] потоком практика, обладающая мудростью прямого постижения бессущностности явлений в ладу с соответствующим медитативным погружением.
    Этимология "уровня" - образовывать основу свойственных этому этапу качеств; или же это называется "уровнем" потому, что происходит развитие на уровнях от предшествующего к высшему. Если приводить пример, то этимологическое значение "уровня" подобно загону для скота - как бы в силу пребывания в изначальной мудрости и использования полноты - это "уровень". Это "уровень" в силу продвижения той самой изначальной мудрости, и поэтому подобен ипподрому. Это "уровень" [в смысле], например, пашне - в силу того, что это станет основой появления на свет всех свойственных той изначальной мудрости качеств.
    Основания подразделения уровней на десять раскрыты в [описании] десяти [уровней] посредством особенностей всесторонних упражнений.
    Частные качества будут объяснены с помощью десяти особенностей каждого уровня: особое имя, особенности этимологии, особенности всестороннего упражнения, особенности тренировки, особенности полного очищения, особенности проникновения, особенности подлежащего отвержению, особенности рождения и особенности могущества.
    Итак, особое имя первого уровня - "Радостнейший".
    Особенности этимологии: поскольку обретший этот уровень становится всецело радостен из-за близости к пробуждению и принесения блага чувствующим существам, [этот уровень] - "Радостнейший". Соответственно в "Украшении Сутр" сказано:
    "Когда видима близость к пробуждению
    И осуществление блага чувствующих существ,
    Рождается всецелая радость,
    И поэтому это называется "Радостнейший"."
    Особенности всестороннего упражнения: этот уровень обретается посредством упражнения в десяти качествах - в отношении любого основания - [таких, как] намерение не лицемерить и прочие. Сообразно с этим в "Украшении прямого постижения" сказано:
    "Посредством всесторонних упражнений десяти аспектов
    Будет достигнут первый уровень..." - и так далее.
    Особенности тренировки: хотя Бодхисаттвы, пребывающие на этом уровне, работают над всеми десятью парамитами, сказано, что больше всего выделяется парамита щедрости из-за желания принести довольство чувствующим существам. Сообразно с этим в "Сутре десяти благородных уровней" сказано: "В начале первого уровня из десяти парамит большей частью [практикуется] парамита щедрости, однако того, чтобы остальные [парамиты] не существовали, нет."
    Об особенностях полного очищения в "Десяти уровнях" сказано такими словами: "На этом "Радостнейшем" уровне в силу мощи пространнейшего видения и молений появится множество Будд, множество сотен Будд, множество тысяч Будд (и это продолжается так же)..., появится множество десятков миллионов мириад сотен тысяч Будд. Лицезрея их, с исключительно пространнейшим замыслом совершаются подношения, оказывается почитание...(и подобным же образом далее) совершается также поклонение Собранию Их Сангхи. А также совершается посвящение этих корней добродетели непревзойденному пробуждению. А также [практикующий] внимает Учению тех Будд, принимает их и запоминает. А также собранием четырех явностей чувствующие существа доводятся до всесторонней зрелости."
    Таким образом, совершив на протяжении множества кальп подношения Буддам. Дхарме и Сангхе и подражая им, доведя чувствующих существ до всесторонней зрелости и посвятив добродетель непревзойденному пробуждению, - в силу этих трех причин их корни добродетели становятся обширнейшими и полностью очищенными. Более того, сказано такими словами: "Например, червонное золото: насколько хорошо ювелиром испытано оно огнем, настолько оно и отчищено, и всесторонне незапятнанно, и пригодно для потребной надобности. Так же и Бодхисаттва, пребывающий на первом уровне: его корни добродетели так же всецело отчищены, всесторонне чисты и пригодны для потребных надобностей."
    Особенности проникновения: в целом созерцание на этих десяти уровнях соответствует одному [уровню] проникновения, тем не менее существуют индивидуальные особенности при рассмотрении "последующего вспоминания достоверности". И если объяснять таким образом каждый [уровень], то на первом уровне проникновение в суть всепроникающей Сферы Дхармы является всецелым обретением равностности себя и других. В соответствии с этим в "Срединности и пределах" сказано о всепроникающей сути.
    Особенности подлежащего отвержению: из восмидесяти двух затемнений, относящихся к завесе затемнений и подлежащих отвержению на [Пути] Видения, устранены все без исключения. Из существующих трех завес познаваемого отвергнута подобная грубой шкурке. Также это свобода от пяти страхов. В "Сутре десяти благородных уровней" сказано: "Немедленно после того, как достигается этот "Радостнейший" уровень, все пять страхов уничтожаются. Каковы же они? Это страх из-за отсутствия средств к жизни, страх из-за прекращения славословий, страх из-за смерти, страх из-за дурных участей и страх быть обескураженным в окружении."
    Особенности рождения: Бодхисаттвы, пребывающие на этом уровне, в большинстве своем становятся монархами Джамбудвипы и рассеивают запятнанность живых существ жадностью. И соответственно в "Драгоценном ожерелье" сказано:
    "Посредством полного созревания этого
    Становятся великими владыками Джанбудвипы."
    Также об особенностях этих рождений сказано как о естественном намерении ради блага других излучаться где бы и как бы то ни было и воспитывать разнообразнейшими приемами, как об этом рассказано в "Джатаках".
    Об особенностях могущества сказано такими словами: "Бодхисаттва, пребывающий на "Радостнейшем" уровне, предпринимает усердные действия по желанию: всецело развившись, он в один момент, одно мгновение, один лишь миг вовлекается в сто медитативных погружений и вступает в [состояние] равновесия; лицезреет сто Будд; подлинно познает также их благословения; потрясает сто мирских сфер; посещает сто полей Будд; появляется в ста мирских сферах; приводит сто чувствующих существ к всестороннему созреванию; пребывает сто кальп; всецело знает на сто кальп назад; а также на сто кальп вперед; отверзает сто врат Учения; излучается сотней воплощений; излучает каждое из этих тел окруженным также сотней Бодхисаттв."
    Особенное имя второго уровня - "Незапятнанный".
    Особенности этимологии: этот уровень называется "Незапятнанным" из-за свободы от пятен безнравственных правил поведения. Сообразно с этим сказано так:
    "Потому что свободен от пятен прилежания на путях порока,
    Называем "Незапятнанным"."
    Особенности всестороннего упражнения: этот уровень достигается посредством восьми всесторонних упражнений: дисциплиной, умением и так далее. Так, сказано:
    "Дисциплина, умелость, терпение,
    Всецелая радость, великая сердечность и любовь..." - и так далее.
    Особенности тренировки: хотя тот Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, работает над всеми десятью парамитами, сказано, что более всего выделяется парамита дисциплины.
    Особенности полного очищения: как объяснено ранее, в силу трех причин корни добродетели этого становятся обширнейшими и полностью чистыми. Этому соответствует такой пример: "Если чистое золото очищено золотых дел мастером в огне веществами и эссенциями, оно еще более освобождается от всех примесей; так же и корни добродетели того Бодхисаттвы, который пребывает на втором уровне становятся величественней, чище, очищеннее и более пригодными к использованию, чем прежде."
    Особенности проникновения: на этом уровне происходит проникновение в высшую суть сферы Дхармы, и в силу того мыслится: "Я буду усердно и всесторонне практиковать все способы прямого осуществления." И поэтому "Высшая суть..." и далее сказано.
    Особенности подлежащего отвержению: существует шестьдесят затемнений, подлежащих отвержению на [Пути] Медитации и подпадающих под [категорию] затемняющих завес, начиная со второго уровня и вплоть до десятого; остаются не отринутыми лишь их зародыши, в то время как их прямые образования являются подавленными. Что же касается подпадающего под [понятие] завес познаваемого, то отвергнутым является [завеса], подобная мякоти [плода].
    Особенности рождения: те Бодхисаттвы, которые пребывают на этом уровне, в большинстве своем становятся монархами, властвующими над четырьмя континентами, отвращая чувствующих существ от десяти недобродетельных действий и упрочивая в десяти добродетельных действиях. Так,
    "Полное созревание этого -
    Славными и драгоценными семью [атрибутами]
    [Приносить] пользу существам, став Вселенским [Монархом]."
    Особенности могущества: в один момент, одно мгновение, один лишь миг обретается тысяча медитативных погружений... - и прочее присоединяется таким же образом.
    Особое имя третьего уровня - "Озаряющий".
    Особенности этимологии: он называется "Озаряющим" постольку, поскольку этот уровень озарен сиянием Учения и медитативного погружения и поскольку ярко сияет для других [светом] Учения. Сообразно с этим сказано:
    "Поскольку ярким сиянием Учения
    Светит - [называется] "Озаряющим."
    Особенности всесторонних упражнений: этот уровень достигается посредством практики в качествах - {никогда] не удовлетворяться услышанным [Учением] и прочие. Так,
    "Совсем не удовлетворяться услышанным,
    Бескорыстно распространять Учение..." - и так далее сказано.
    Особенности тренировки: хотя тот Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, работает над всеми десятью парамитами, сказано, что более всего выделяется парамита терпения.
    Особенности полного очищения: как объяснено ранее, в силу трех причин корни добродетели этого [Бодхисаттвы] становятся обширнейшими и полностью чистыми. Этому соответствует такой пример: "Если чистое золото будет отполировано руками искусного ювелира, то мера первоначального веса не станет меньше, но все недостатки и пятна будут удалены. Так же и корни добродетели того Бодхисаттвы, который пребывает на третьем уровне, не убудут, но станут всецело чистыми, отчищенными и пригодными к использованию."
    Особенности проникновения: Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, в высшей степени проникает в суть Учения, причинно соотносящегося с той сферой Дхармы; и лишь ради того, чтобы услышать отдельный стих того [Учения], готов пересечь огненный ров [размером] с вселенную. Так, сказано:
    "Сама причинно соотносящаяся высшая суть..."
    Особенности рождения: те Бодхисаттвы, которые пребывают на этом уровне, в большинстве своем становятся Индрами, властителями богов, ведающими, как противодействовать желанию и привязанности чувствующих существ [сферы] желаний. Так,
    "Великий владыка богов ведает,
    Как противодействовать желанию и привязанности [существ сферы] желания."
    Особенности могущества: в один момент, одно мгновение, один лишь миг обретается сто тысяч медитативных погружений... - и прочее присоединяется таким же образом.
    Особое имя четвертого уровня - "Сияющий".
    Особенности этимологии: он называется "Сияющим" постольку, поскольку этот уровень посылает лучи изначальной мудрости Учений, сообразующихся с факторами пробуждения, и поскольку две завесы сожжены. Сообразно с этим сказано:
    "Поскольку несообразующиеся с пробуждением качества
    Лучами всецело сжигаются,
    То уровень, обладающий этим
    [Называется] "Обладающим сиянием", поскольку сжег обе [завесы]."
    Особенности всесторонних упражнений: этот уровень достигается посредством десяти действий - пребывания в обители и прочих. Сообразно с этим сказано:
    "Пребывать в лесу, [иметь] малые желания, довольствоваться малым,
    Истинно очищаться, опираться на обеты..." - и так далее.
    Особенности тренировки: хотя тот Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, работает над всеми десятью парамитами, сказано, что наиболее всего выделяется парамита Усердия.
    Особенности полного очищения: как объяснено ранее, в силу трех причин корни добродетели того [Бодхисаттвы] становятся обширнейшими и вполне чистыми, и соответствующий пример таков: "Чистое золото, претворенное искусным ювелиром в украшение, не может быть превзойдено не выделанным в виде украшения золотом. Так же и те корни добродетели Бодхисаттвы, пребывающего на четвертом уровне, не превзойдены корнями добродетели Бодхисаттв, пребывающих на более низких уровнях."
    Особенности проникновения: Бодхисаттва, пребывающий на этом уровне, всесторонне постиг суть не-цепляния, так что даже вожделение по отношению к Дхарме отвергнуто. Сказано: "Суть [того], что нет ничего, за что можно цепляться, и..."
    Особенности рождения: те Бодхисаттвы, которые пребывают на этом уровне, в большинстве своем становятся владыками богов [мира] "Свобода от всяких схваток", ведающими [методы] победы над воззрениями чувствующих существ о преходящих скоплениях. Сообразно с этим сказано:
    "Став владыкой богов состояния "Вне всяких схваток"
    Там, где возникают воззрения о преходящих скоплениях,
    Быть искусным в их побеждении."
    Особенности могущества: в один момент, одно мгновение, один лишь миг обретается десять миллионов медитативных погружений... - и прочее присоединяется таким же образом.
    Особое имя пятого уровня - "Трудновыполнимый".
    Особенности этимологии: на этом уровне существует усердное стремление сделать существ зрелыми и вместе с тем не стать омраченным затемнениями из-за воплощения ошибок чувствующих существ, и, поскольку осуществить эти обе [задачи] трудно, [уровень] называется "Трудновыполнимым". Сообразно с этим сказано:
    "Поскольку осуществление блага чувствующих существ
    И защиту собственного ума
    Умным трудно выполнять,
    Называется "Трудновыполнимым."
    Особенности всесторонних упражнений: этот уровень достигается посредством десяти отвержений - от привычки к домохозяевам из-за выгоды и так далее. Сообразно с этим сказано:
    "Жажда знакомств с мирянами,
    Пребываний в местах увеселений..." - и так далее.
    Особенности тренировки: хотя тот Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, работает над всеми десятью парамитами, сказано, что более всего выделяется парамита медитативного сосредоточения.
    Особенности полного очищения: как объяснено ранее, в силу трех причин корни добродетели того [Бодхисаттвы] становятся обширнейшими и вполне чистыми, и соответствующий пример таков: "Если отшлифованное искусным ювелиром украшение из червонного золота украшено драгоценным самоцветом, оно становится несравненным и не может быть превзойдено простым, без той [драгоценности], золотом; так же и те корни добродетели Бодхисаттвы, пребывающего на пятом уровне, вполне очищенные испытаниями методов и мудрости, не превзойдены корнями добродетелей Бодхисаттв, пребывающих на более низких уровнях."
    Особенности проникновения: Бодхисаттва, пребывающий на этом уровне, постиг суть нераздельности потока [бытия] и понимает десять равностностей. Сказано: "Неразделимость потоков и..."
    Особенности рождения: те Бодхисаттвы, которые пребывают на этом уровне, в большинстве своем обретают рождения как владыки богов [мира] Тушиты(Четвертые из Небес Мира Страстей, без развитой бодхичитты в этот мир попасть нельзя - прим. spiritual), ведающими [методы] противодействия воззрениям тех, кто следует иным взглядам. Сообразно с этим сказано:
    "Вследствие полного созревания этого
    Становишься владыкой Тушиты
    И всех следующих иным взглядам
    Отвращаешь от затемняющих воззрений."
    Особенности могущества: в один момент, одно мгновение, один лишь миг обретается десять миллиардов медитативных погружений... и прочее присоединяется подобным же образом.
    Особое имя шестого уровня - "Проявленный".
    Особая этимология: потому что вследствие опоры на парамиту мудрости на этом уровне нет приверженности ни к самсаре, ни к [ее] преодолению то [он] называется "Проявленный" из-за того, что самсара и нирвана становятся явленными в чистоте. Сообразно с этим сказано:
    "Поскольку при опоре на парамиту мудрости
    И самсара, и нирвана
    Становятся явленными,
    Этот уровень назван "Проявленным"."
    Особенности всесторонних упражнений: этот уровень обретается посредством двенадцати таких [практик]: практики всестороннего совершенствования шести качеств - щедрости и прочих - и практики отвержения шести качеств - стремления к [состояниям] Шраваков, Пратьекабудд и так далее. Сообразно с этим сказано:
    "Полным совершенством в щедрости, дисциплине, терпении, усердии,
    Медитативном сосредоточении, мудрости..." - и так далее.
    Особенности тренировки: хотя тот Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, работает над всеми десятью парамитами, сказано, что более всего выделяется парамита мудрости.
    Особенности полного очищения: как объяснено ранее, в силу трех причин корни добродетели полностью очищаются, и соответствующий пример таков: "Если червонное золото украшено искусным ювелиром драгоценностью берилла, оно становится несравненным и не может быть превзойдено всем золотом без того [берилла]; так же и те корни добродетели Бодхисаттвы, пребывающего на шестом уровне, полностью очищены и светозарно сияют, испытанные методами и мудростью, и не превзойдены Бодхисаттвами, пребывающими на более низких уровнях, где такого нет."
    Особенности проникновения: пребывающими на этом уровне постигнута суть того, что нет ни полных затемнений, ни полной чистоты; понято то, что явления полных затемнений или полной чистоты во взаимозависимом возникновении не существуют никоим образом. Сообразно с этим сказано:
    "По сути нет ни затемнений, ни чистоты..."
    Особенности рождения: те Бодхисаттвы, которые рождаются на этом уровне, в большинстве своем обретают рождение как владык богов Сунирмиты, ведающими [методы] противодействия явной гордости чувствующих существ. Сообразно с этим сказано:
    "Вследствие полного созревания этого
    [Становишься] владыкой богов Сунирмиты,
    Непревзойденным Шраваками,
    Усмиряющим обладающих исключительной гордостью."
    Особенности могущества: в один момент, одно мгновение, один лишь миг обретается тысяча миллиардов медитативных погружений... и прочее присоединяется подобным же образом.
    Особое имя седьмого уровня - "Далеко Ушедший".
    Особенности этимологии: этот уровень [называется] "Далеко Ушедший" из-за связанности с путем единой стези и потому, что достигнут предел упражнений. Соответственно с этим сказано:
    "Поскольку связан с путем одной стези,
    Известен как "Далеко ушедший" уровень."
    Особенности всесторонних упражнений: этот уровень достигается в результате двадцати отвержений - цепляния за самость и прочих - и посредством опоры на двадцать противоположных тем качеств - понимания трех дверей освобождения и так далее. Сообразно с этим сказано:
    "Цепляние за самость чувствующих существ..." - и еще:
    "Понимание трех дверей освобождения..." - и так далее.
    Особенности тренировки: хотя тот Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, работает над всеми десятью парамитами, сказано, что более всего выделяется парамита методов.
    Особенности полного очищения: как объяснено ранее, в силу трех причин корни добродетели того [Бодхисаттвы] становятся обширнейшими и вполне чистыми, и соответствующий пример таков: "Если отшлифованное искусным ювелиром украшение из червонного золота украшено ценнейшими драгоценностями, оно становится совершенно прекрасным и не может быть превзойдено всеми украшениями Джамбудвипы. Так же и корни добродетели Бодхисаттвы, пребывающего на седьмом уровне, по обширности и чистоте не превзойдены корнями добродетели Шраваков, Пратьекабудд и Бодхисаттв, пребывающих на отличных от этого уровнях."
    Особенности проникновения: пребывающими на этом уровне Бодхисаттвами постигнута суть неотличности, так что характеристики Дхармы - Сутры и прочее - не отличны [друг от друга]. Сообразно с этим сказано:
    "Сама суть неотличности, и ..."
    Особенности рождения: те Бодхисаттвы, которые пребывают на этом уровне, в большинстве своем становятся повелителями владык богов, ведающими как осуществлять ясное постижение Шраваков и Пратьекабудд. Сообразно с этим сказано:
    "Вследствие полного созревания этого
    Становишься владыкой богов-повелителей,
    Постигающим ясно благородные Истины,
    Великим и выдающимся мудрецом."
    Особенности могущества: в один момент, одно мгновение, один лишь миг обретается тысяча миллиардов мириад медитативных погружений... и прочее присоединяется подобным же образом.
    Особое имя восьмого уровня - "Недвижимый".
    Особенности этимологии: это так, поскольку нет движений вследствие различения, рвущегося к характеристикам, и различения, рвущегося к отсутствию характеристик. Соответственно, сказано:
    "Поскольку недвижим двумя различениями,
    Ясно назван "Недвижимым."
    Особенности всесторонних упражнений: этот уровень достигается посредством восьми всесторонних упражнений - понимания, чему подобно поведение чувствующих существ и так далее. Сообразно с этим сказано:
    "Понимать умы чувствующих существ,
    Любовь в силу ясновидения..." - и так далее.
    Особенности тренировки: хотя тот Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, работает над всеми десятью парамитами, сказано, что более всего выделяется парамита благопожелательных молитв.
    Особенности полного очищения: как объяснено ранее, в силу трех причин корни добродетели того [Бодхисаттвы] очищаются, и соответствующий пример таков: "Если изготовленное искусным ювелиром украшение из червонного золота надето на главу или грудь владыки Джамбудвипы, оно не может быть превзойдено и наилучшими из украшений всех существ Джамбудвипы. Так же и корни добродетели Бодхисаттвы, пребывающего на восьмом уровне, - поскольку они целиком и полностью чисты - не могут быть превзойдены всеми Шраваками, Пратьекабуддами и Бодхисаттвами, пребывающими на уровнях вплоть до седьмого..." и так далее.
    Особенности проникновения: пребывающий на этом уровне [Бодхисаттва] не устрашен и не испуган сутью нерожденной пустотности, поскольку он вник в пространственноподобную свободу от концептуальных различений всех действительных явлений - "обретение терпения в отношении нерожденности явлений". Посредством обретения терпения в отношении нерожденности явлений постигается суть того, что отсутствует как сокращение, так и увеличение, то есть не наблюдается ни сокращение тяжелых затемнений ни увеличение очищенности. Сообразно с этим сказано:
    "Суть отсутствия сокращения отсутствия увеличения..."
    Что же касается властей, состоящих из четырех аспектов, то о них сказано, что из этих четырех - властью не концептуализировать, властью над всесторонне чистыми странами, властью над изначальной мудростью и властью над действиями - теми, кто пребывает на восьмом уровне, постигнуты состояния власти не концептуализировать и власти над всесторонне чистыми странами.
    Иные же говорят о том, что те, кто пребывает на восьмом уровне, достигают также десяти властей. Эти десять властей таковы: власть над жизнью, а также над умом, над средствами, над действием, над рождением, над благопожелательными молитвами, над склонностями, над сверхъестественными способностями, над изначальной мудростью и над Учением.
    Особенности рождения: те Бодхисаттвы, которые пребывают на этом уровне, в большинстве своем становятся повелителями владык, властвующих над тысячью мировых систем и определяющих, как учить сути [путей] Архатов, Пратьекабудд и прочих. Сообразно с этим сказано:
    "Вследствие полного созревания этого
    Становишься повелителем правителей тысяч,
    Непревзойденным в определении того, как обучать сути
    [Путей] Архатов, Пратьекабудд и прочих."
    Особенности могущества: в один момент, одно мгновение, один лишь миг обретается столько медитативных погружений, сколько можно найти мельчайших частиц в миллионе триад тысячеумноженных мировых систем... и прочее присоединяется подобным же образом.
    Особое имя девятого уровня - "Безупречная Мудрость".
    Особенности этимологии: [это название таково], потому что [Бодхисаттва] на этом уровне [обладает] наилучшей мудростью, осознающей детально и подлинно. Сообразно с этим сказано:
    "Наилучший ум, осознающий детально и полностью,
    На этом уровне является "Безупречной Мудростью."
    Особенности всесторонних упражнений: этот уровень достигается посредством двенадцати [практик] - безграничных благопожелательных молений и прочих. Сообразно с этим сказано:
    "Безграничные благопожелательные моления,
    Знание языков богов и прочих..." - и так далее.
    Особенности тренировки: хотя тот Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, работает над всеми десятью парамитами, сказано, что наиболее всего выделяется парамита могущества.
    Особенности полного очищения: как объяснено ранее, в силу трех причин корни добродетели того [Бодхисаттвы] становятся совершенно чистыми, и соответствующий пример таков: "Если изготовленное искусным ювелиром украшение из червонного золота надето на главу или грудь вселенского монарха, оно не может быть превзойдено любыми украшениями правителей стран или чувствующими существами четырех континентов. Так же и корни добродетели Бодхисаттвы, пребывающего на девятом уровне, так украшены величественно проявившейся изначальной мудростью, что не могут быть превзойдены [таковыми] Шраваков, Пратьекабудд и находящихся на нижних уровнях Бодхисаттв."
    Особенности проникновения: из четырех властей постригается состояние власти над изначальной мудростью, поскольку обретаются четыре детальных и подлинных осознаваний.
    Каковы же детальные и подлинные осознавания? В "Сутре десяти благородных уровней" сказано так: "Каковы же детальные и подлинные осознавания? Они таковы: это постоянно возникающие в потоке [собственного бытия] детально-подлинное осознавание Дхармы, детально-подлинное осознавание значений, детально-подлинное осознавание лингвистики и детально-подлинное осознавание отваги."
    Особенности рождения: те Бодхисаттвы, которые пребывают на этом уровне, в большинстве своем становятся повелителями владык богов, властвующих над сферами, состоящими из миллиона миров и [способными] дать ответы на все вопросы. Сообразно с этим сказано:
    "Вследствие полного созревания этого
    Становишься повелителем правителей "тысяч" второго [порядка]
    В [ответах] на вопросы существ
    Непревзойденным Архатами и прочими."
    Особенности могущества: в один момент, одно мгновение, один лишь миг обретается столько медитативных погружений, сколько можно найти чистых мельчайших частиц в миллионе бессчетных странах Будд... - и прочее присоединяется подобным же образом.
    Особое имя десятого уровня - "Облако Дхармы".
    Особенности этимологии: пребывающий на этом уровне является "Облаком Дхармы" потому, что умиротворяет все мельчайшую пыль затемнений чувствующих существ, уподобляясь облаку. откуда льется ливень Дхармы. Он также назван "Облаком Дхармы" потому, что - подобно тому как облака охватывают небо - так же и отворенные врата медитативных погружений и заклинаний присущи Дхарме. Сообразно с этим сказано:
    "Поскольку два, подобно облакам, охватывают
    Дхарму, [подобную] пространству, - [названо] "Облаком Дхармы."
    Особенности всесторонних упражнений: это не объяснено в "Украшении прямого постижения", но в "Сутре десяти благородных уровней" сказано: "О сыновья Победоносного! Бодхисаттва вплоть до девятого уровня всесторонне установил и полностью анализирует [своим] всепостигающим разумом неизмеримое познаваемое..." - и так же сказано далее об обретении [десятого] уровня как посвящения в изначальную мудрость, всеведущую посредством десяти всесторонних упражнений. "Уровень посвящения во всеведущую изначальную мудрость" - это десятый уровень. Но почему говорится "уровень посвящения во всеведущую изначальную мудрость" в отношении десятого уровня? Потому что Бодхисаттва, пребывающий на десятом уровне, посвящается лучами Будд десяти направлений, как это досконально следует уяснить из "Сутры десяти уровней". Также в "Драгоценном ожерелье" сказано:
    "Поскольку Бодхисаттва Будд
    Могучими лучами посвящается..."
    (Также Майтрейей и в Комментарии к Майтрейе сказано: "В тайной мантра[яне] сказано, что Бодхисаттва в конце десятого уровня посвящается Буддами десяти направлений, и поэтому он становится "обширно исполненным", - это и то, что сказано [выше], является одним и тем же, и хотя вопрос и ответ непохожи, смысл непротиворечив)
    Особенности тренировки: хотя тот Бодхисаттва, который пребывает на этом уровне, работает над всеми десятью парамитами, сказано, что более всего выделяется парамита изначальной мудрости.
    Особенности полного очищения: как объяснено ранее, в силу трех причин корни добродетели того [Бодхисаттвы] совершенно очищаются, и соответствующий пример таков: "Если изготовленное божественным искусником великолепное украшение, осыпанное ценнейшими драгоценностями, надето на главу или грудь повелителя богов, оно не может быть превзойдено любыми украшениями иных богов и людей. Так же и основание изначальной мудрости Бодхисаттвы, пребывающего на десятом уровне, не может быть превзойдено [таковым] всех чувствующих существ, Шраваков, Пратьекабудд и Бодхисаттв низших девяти уровней."
    Особенности проникновения: из четырех властей постигается состояние власти над действием, поскольку осуществляется благо чувствующих существ посредством множества излучений, [возникающих] в соответствии с желаниями.
    Особенности рождения: Бодхисаттвы, пребывающие на этом уровне, становятся великими всевластными владыками богов, ведающими способы обучения чувствующих существ, Шраваков, Пратьекабудд и всех Бодхисаттв Учениям Парамит. Сообразно с этим сказано:
    "Вследствие полного созревания этого
    Становишься повелителем богов "Чистой Обители",
    Душой бесконечной изначальной мудрости,
    Высшим великим Всевластным."
    Особенности могущества: в один момент, одно мгновение, один лишь миг обретается погружение в столько медитативных погружений, сколько можно найти мельчайших частиц в десяти миллионах мириад миллионов неизъяснимых полей Будд. Более того, он способен проявить в одно мгновение в каждой поре своей кожи несметное число Будд, окруженных бессчетными Бодхисаттвами. Он способен проявить множество богов людей и прочих существ. Он способен, пребывая в форме Шакры [Индры], или Брахмы, или Хранителя Мира, или короля, или Шравака и Пратьекабудды, или Татхагаты, учить Дхарме тех, кому это необходимо так, как это положено. Сообразно с этим во "Вхождении на срединный путь" сказано:
    "Из пор кожи совершенных Будд,
    Окруженных бессчетными Бодхисаттвами,
    И, более того, богов, людей и полубогов
    В единое мгновение способен проявить."
    На этом объяснение десяти уровней Бодхисаттвы завершается.
    Уровень Будды является состоянием на пути Окончательного Достижения. Посредством возникновения ваджраподобного медитативного погружения в один миг отвергается те подобные сердцевине подлежащие отвержению [на Пути] Медитации: завеса затемнений и завеса познаваемого.
    Сообразно с этим о продвижении по этим уровням [на протяжении] трех бессчетных кальп в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано такими словами: "Все они подлинно осуществляются [на протяжении] трех бессчетных великих кальп, и [во время] первой бессчетной великой кальпы в результате подлинного преодоления, [возникшего] из склонности и практики, достигаются "Радостнейшие" состояния, и, более того, это обретается постоянным прилежанием; если бы не было бы прилежания, то и этого бы не было. [Во время] второй бессчетной великой кальпы преодолеваются уровни, начиная с "Радостного" и до седьмого уровня "Далеко Ушедшего", и обретается восьмой "Недвижимый" уровень. Он достигается совершенно точно, поскольку тот Бодхисаттва с сообразно чистым намерением поистине прилежен. [Во время] третьей бессчетной великой кальпы в результате того, что восьмой и девятый уровни преодолены, обретается десятый уровень "Облако Дхармы". 1). Среди тех, чьи предпринятые [действия] соединены с великим усердием, некоторые совмещают много промежуточных     кальп в одну, некоторые совмещают великие кальпы в среднюю, а что же касается сокращения бессчетной [кальпы], то следует осознать, что нет никого, [способного на это]."
    Это была девятнадцатая глава, содержащая объяснение уровней, из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности истинного Учения".

 

Глава 1 Глава 8 Глава 15
Глава 2 Глава 9 Глава 16
Глава 3 Глава 10 Глава 17
Глава 4 Глава 11 Глава 18
Глава 5 Глава 12 Глава 19
Глава 6 Глава 13 Глава 20
Глава 7 Глава 14 Глава 21