ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ

Глава 20

    Результатом - "телом совершенного Будды" - является светлая, ясная, совершенная обширная исполненность трех тел, возникшая из прохождения по всем уровням и путям. Также в "Светильнике пути пробуждения" сказано:
    "Будды не далеки от пробуждения."
    Вкратце же состояние Будды - это
    Сущность, значение слова, подразделения
    Описание, точное число, определяющие характеристики
    И особенности, - в этих семи темах
    Обобщены совершенные тела Будд.
    Первое, природа подлинно совершенного Будды - это полноценность отвержения и полноценность изначальной мудрости. И в этом отношении полноценностью отвержений является возникающее - из превозможения на уровнях и путях завесы затемнений и завесы познаваемого - отвержение всех помех без исключения, когда достигнуто ваджраподобное медитативное погружение, и, более того, отвергаются все завесы: поскольку отвергаются две, то и подразделения тех двух завес - такие, как завеса медитативного созерцания и прочие - [также] исчерпываются.
    В отношении же полноценности изначальной мудрости есть различные утверждения: некоторые говорят, что "Будда владеет как концепциями, так и изначальной мудростью". Другие говорят: "Для Будды не существует концепций, но он обладает ясной всеведущей изначальной мудростью." Третьи говорят: "Поток изначальной мудрости прерывен." Четвертые говорят: "Будда не испытывает наличие изначальной мудрости." Однако в двух частях основных наставлений - сутрах и комментариях - содержатся объяснения изначальной мудрости Будды; так, в "Благородном собрании" сказано такими словами:
    "Рассмотри это: если в высшую изначальную мудрость Будды
    Хочешь проникнуть - верь в эту мать Победителей."
    Также в "Стотысячной Праджняпарамите" сказано: "Подлинно совершенный Будды нашел лишенную завес всех явлений изначальную мудрость."
    Также там же в двадцать первой главе сказано: "Существует изначальная мудрость непревзойденного Будды. Существует вращение колеса Дхармы. Существует приведение чувствующих существ к полной зрелости."
    Также в других сутрах существует много объяснений об изначальной мудрости.
    Что же касается комментариев, то в "Украшении сутр" сказано:
    "Так, если один солнечный луч
    Возник, то возникли все лучи;
    Так же и с Буддами:
    Следует знать, что возникает изначальная мудрость." - И еще:
    "Зерцалоподобная изначальная мудрость недвижна,
    Но на нее опираются три изначальных мудрости:
    Равностная, детальнопостигающая
    И осуществления действий ."
    В других комментариях также объясняется изначальная мудрость Будды. Основываясь на тех наставлениях, некоторые утверждают, что Будда обладает изначальной мудростью. И объяснение направления "обладания" таково: если вкратце обобщить ту изначальную мудрость, то она является двухчастной: изначальная мудрость, ведающая "как это есть [на самом деле]" и изначальная мудрость, ведающая "[все] что ни найти" .
    Изначальная мудрость, ведающая "как это есть", ведает абсолютное. Как было изложено ранее, в самом конце ваджраподобного медитативного погружения [возникает] всесторонний опыт самосущего , в результате чего пресекается вся без исключения объектная активность , [мышления] и тогда - поскольку крайние увлечения разума всецело умиротворены - [мыслительно] пассивная сфера Дхармы и [мыслительно] пассивная изначальная мудрость становятся "одного вкуса", будучи нераздельными, подобными воде, вливающейся в воду, или маслу, вливающемуся в масло, или же подобными рассказу о том, что пространство видимо - в то время как [оно не имеет] никакой видимой формы; это становится основанием великой мудрости непроявляющегося и [основанием] всех драгоценных качеств, и сообразно с этим сказано:
    "Как вода, вливающаяся в воду,
    Как масло, вливающееся в масло -
    Так то, что свободно от [мыслительной] активности [в отношении] познаваемого,
    Неразделимо смешано с изначальной мудростью.
    Это то, что зовется всех Будд
    Сущностью - Дхармакаей." - И еще:
    "Существа говорят: "Вижу пространство."
    Рассуди по сути - как это "видеть пространство"?
    Сообразно с этим и учил Татхагата о видении явлений.
    [Это] видение иным примером невозможно описать."
    Изначальная мудрость, ведающая "что ни найдешь", ведает все аспекты сути эмпирической относительности: на основе ваджраподобного медитативного погружения - поскольку разрушены все семена затемнений - возникает великая мудрость, и в силу ее могущества пределы сути скоплений познаваемого, собранные в трех временах, ведомы и зримы, подобно свежему плоду миробалама на ладони.
    Также в сутре ведение Буддой относительного объясняется такими словами:
    "Единственного глазка [на хвосте] павлина
    Причины различные аспекты
    Непознаваемы не всеведущими.
    Но если они поняты - это могущество всеведения."
    Также в "Высшей тантре" сказано:
    "В силу великого сострадания ведом мир;
    Видя все в мире..."
    Однако такое ведение и видение не уподобляются цеплянию за реальность: это понимается и видится подобным миражу, и сообразно с этим в "Сутре подлинно собранной Дхармы" сказано:
    "Например, как некий волшебник
    Старается быть свободным от волшебства,
    И зачем? - Чтобы понимать реальность,
    И таким образом не привязываться к волшебству, -
    Также три подобных иллюзии бытия
    Ведомы ведающим высшее пробуждение."
    Также в сутре "Встречи отца и сына" сказано:
    "Если волшебник обманчивость волшебства
    В явленной иллюзии понимает,
    Он не будет им затуманен.
    Вам, зрящим таким образом на существ и
    Зрящим [так] всё, поклоняюсь и шлю восхваления."
    Другие же утверждают, что подлинно совершенные Будды обладают "изначальной мудростью видения 'как это есть'", ведающей абсолютное, но не обладают "изначальной мудростью видения 'что ни найдешь'", ведающей относительное. И не то чтобы это было ведение, которое не ведает существующие причины, но скорее то, что поскольку это ведение несуществующих относительных причин, оно не является ведающей изначальной мудростью. Более того, относительное является проявлениями для обычных людей, приводимыми в движение неведением с присущими ему затемнениями. Проявления для трех [видов] благородных появляются, приводимые в движение неведением, лишенным затемнений, подобно тому, как в больном глазу проявляются волоски и пятнышки катаракты. И поскольку в результате отвержения неведения по вовлечении в ваджраподобное медитативное погружение Будда видит суть самосущего таким образом, как если бы видение чего бы то ни было в явлениях отсутствует, Будда не обладает этой запутанностью относительного, подобно тому, как для человека с     чистыми глазами волоски и пятнышки катаракты не появляются. Поэтому эти относительные проявления, возникающие в силу неведения, существуют лишь в отношении к мирскому и не существуют в отношении к Будде, а также являются несуществующими и для ведающей изначальной мудрости. К тому же, если бы Будды обладали умом, обладающим явлениями, то из-за проявляющихся объектов сам Будда стал бы заблуждающимся, что противоречит писаниям о постоянном медитативном созерцании великих Святых.
    (В "Обширных увеселениях" сказано:
    "Подлинно совершенные Будды
    Все время пребывают в созерцании." )
    Те же, которые утверждали прежнее, говорят: "Поскольку обретаемое после [медитации, что равнозначно относительному] не преображает [сосредоточение] в смятение и прочее, то это не противоречит писаниям о постоянном медитативном созерцании и прочем. Также неприемлемо говорить об иллюзорности только как о проявлении [для Будды] иллюзорного объекта, и, хотя все иллюзорные объекты, познаваемые другими [существами], проявляются [для Будды], воспринимающий их разум [Будды], понимает все без исключения иллюзии как таковые и, основываясь на этом как на причине для исчерпания, [ведет] существ к высшим состояниям, пробуждению и освобождению, и куда ж деваться иллюзиям?" Поэтому сказано:
    "Полностью понимая лишь как иллюзию,
    Истинно воспринято неиллюзорное."
    Некоторые же говорят так: "Нет беды в том, чтобы признавать относительный объект - без привязанности к нему как к истинному - логически верным; это отсутствие вреда заключается в том, что хотя это и становится объектом для Будды, заблуждение не приходит."
    Те же, кто ранее утверждали "что ни найдешь", утверждают, что Будда обладает изначальной мудростью "обретаемого после [медитации]", и об этом сказано такими словами:
    "Прежде - ведение "как это есть":
    Незаблуждающееся, созерцательное, без вовлечения в [процессы] разума.
    Впоследствии - ведение "что ни найдешь":
    С проявляющимися заблуждениями, "обретаемым после [медитации]" и вовлечением в [процессы] разума."
    Утверждающие же иное утверждают, что Будда не обладает изначальной мудростью "обретаемого после [медитации]", и в "Сутре осуществления беспредельности благородных врат" сказано: "Татхагата, ставший ясносовершенным Буддой, не запечатлевает в сердце и не ведает никаких явлений. Почему? Потому что подлежащий ведению объект не существует никоим образом." И еще:
    "Некоторые небуддисты [говорят]:
    "Вы утверждаете продвижение к освобождению.
    Но по прибытии к покою
    Нечего считать, как после сожжения"."
    Итак, на этом завершается объяснение отдельных утверждений.
    Что же касается [воззрений моих] Благих Друзей, [то они таковы]: реальностью подлинно совершенного Будды является Дхармакая, а "Дхармакая" - это исчерпанность всех ошибок, и [ее] сущность определяется только терминами, выражаемыми единственно "от противного". По сути Дхармакая является нерожденной и бездеятельной.
    <Поэтому Будда - являясь Дхармакаей - не обладает изначальной мудростью, поскольку Дхармакая нерожденна и бездеятельна. Если же возразить, что это противоречит сказанному в сутрах о двух [видах] изначальной мудрости, то ответом будет: нет, не противоречит, поскольку подобно тому, как сознание глаза рождено проявлением голубого, так что [субъект] говорит: "Вижу голубое", - так же и сама изначальная мудрость, ставшая сферой Дхармы, объясняется как ведение "как это есть", являясь относительным ведением "что ни найдешь" постольку, поскольку представлена как проявление для воспитываемых [существ]. Сказано, что "этот подход является наиболее удобным.">
    Владыка Миларепа утверждает, что называемое изначальной мудростью - это то самое, что неподвержено влияниям искусственности понимания, превзошедшее разум и понятия существования, несуществования, постоянства или пресечения.
    И поскольку как это ни выражай, нечего отвергать, изначальная мудрость является тем, чему она подобна; и если бы алчущие мудрости умники вопросили однажды самого Будду, то сказанное было бы подобным такому: "Не думайте, что существует один ответ. Дхармакая превосходит разум, нарождена, бездеятельна. Не спрашивайте меня; всматривайтесь в ум; лишь то является подобным."
    Также в "Украшении сутр" сказано:
    "Освобождение - лишь исчерпание ошибок."
    Таким образом, полноценное отвержение, или полноценная изначальная мудрость, является природой, или сущностью Будды. Также в "Высшей тантре" сказано:
    "Само состояние Будды нераздельно,
    Но его величественность качествами чистоты -
    Подобно [нераздельности] солнца и неба - характеризуется
    Отвержением и изначальной мудростью."
    Также в "Украшении сутр" сказано:
    "Тогда, когда семена завес затемнений и познаваемого, имевшиеся извечно,
    Посредством всецело величайше обширного отвержения полностью одолены, -
    Обретается обладание высшими свойствами светлых качеств преображения: это - состояние Будды."
    Объяснение этимологии: почему же "Будда"? [Он] называется "пространной пробужденностью" потому, что пробудился от подобного сну неведения и пространен разумом в отношении двух [аспектов] познаваемого. Сообразно с этим сказано:
    "Поскольку пробудился от сна неведения
    И из-за двух пространных разумов - Будда."
    Смыслом "пробуждения от сна неведения" является полноценное отвержение, объясненное ранее, а "пространным разумом в отношении познаваемого" является полноценная изначальная мудрость, также объясненная ранее.
    Объяснение подразделений таково: если подразделять состояние Будды, то есть три аспекта тел: Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. Сообразно с этим в "Сутре истинных золотых лучей" сказано: "Все Татхагаты обладают тремя телами: Дхармакаей, Самбхогакаей и Нирманакаей." Если же некоторые писания содержат объяснения о двух телах - также существуют объяснения о четырех телах и даже о пяти телах - то соответствующее объяснение заключается в том, что все они обобщаются в те три тела, и в "Украшении сутр" также сказано:
    "Следует знать, что тремя телами
    Обобщается тело Будды."
    Полностью представленное описание трех тел таково: Дхармакая действительно является состоянием Будды, и в "Благородном Восьмитысячнике" сказано:
    "Не рассматривай Татхагату как тело формы;
    Татхагата - это Дхармакая."
    Также в "Сутре царственного медитативного погружения" сказано:
    "Не рассматривай владыку Победителей как тело формы."
    Что же касается двух тел формы, то они являются телами благословления Дхармакаи, проявлениями [ума] воспитываемых и осуществлением прежних благопожелательных молитв; следует понять, что они возникают из этого тройного сочетания.
    Кроме того, если бы [тела формы] возникали бы исключительно из благословления сферы Дхармы, то - поскольку сфера Дхармы охватывает всех чувствующих существ - логически бы следовало, что все освобождались бы без усилий, или же иным следствием было бы то, что все чувствующие существа встречались бы с Буддами лицом к лицу; но поскольку этого нет, [тела формы] не возникают единственно из благословления сферы Дхармы.
    Если бы [тела формы] возникали исключительно как проявления [ума] воспитываемых, то - поскольку воспринимать несуществующие проявления является ложным [восприятием] - состояние Будды зависело бы от ошибочного восприятия и тогда, исходя из того, что способ восприятия чувствующих существ с безначальных времен ошибочен, логически следует, что уже сейчас [они] были бы Буддами; но поскольку это не так, [тела формы] не возникают единственно как проявления [ума] воспитываемых.
    Если бы [тела формы] возникали исключительно из благопожелательных молитв, то подлинно совершенный Будда должен быть либо полновластным над благопожелательными молитвами, либо нет. Если он не обрел [эту власть], то тогда всеведение не обретено, а если обрел, то - в силу того, что благопожелательные молитвы не будут расходиться с осуществлением блага всех чувствующих существ - логически следует, что посредством благопожелательных молитв все освобождаются без усилий, что не соответствует [положению вещей], и, таким образом, [тела формы] также не возникают единственно из благопожелательных молитв.
    Поэтому два тела формы возникают из сочетания могущества всех тех трех.
    Основание точного числа трех тел [проистекает] из рассмотрения количества необходимостей: собственным благом является Дхармакая, а благом других являются два аспекта тела формы.
    Каким же образом посредством Дхармакаи осуществляется собственное благо? Поскольку обретение Дхармакаи является основной опорой всех качеств, все качества - могущества, бесстрашия и прочие - появляются вместе, как будто созванные.
    Другие же, нимало не обретя ту Дхармакаю, однако стремясь к той Дхармакае, постигают немного, постигают некое одно направление, постигают большую часть - так постепенно они [становятся] обладателями малого, большого, огромного и безмерного количества качеств. И в этом отношении вся полнота мирских медитативных погружений вплоть до "Высшего [мирского] явления", ясновидений и чудодейственных способностей является качествами стремящихся к Дхармакае. Все отвержения, ясновидения, сверхъестественные способности и прочее благородных Шраваков-Архатов являются качествами малого постижения Дхармакаи. Также все медитативные погружения отвержений, ясновидения и прочее благородных Пратьекабудд-Архатов являются качествами постижения некоего одного направления. А все отвержения, медитативные погружения, ясновидения и прочее Бодхисаттв, пребывающих на уровнях, являются качествами постижения большей части Дхармакаи.
    Благо других представляется посредством двух существующих аспектов тела формы: Самбхогакая - для явственно чистых воспитываемых, и Нирманакая - для явственно нечистых воспитываемых.
    Таким образом удостоверяется три аспекта тел в отношении Будды.
    Объяснение определяющих характеристик каждого из трех тел таково.
    "Дхармакая" означает лишь исчерпанность всех ошибок или разрушенность обманной природы иллюзорных проявлений посредством постижения сути сферы Дхармы и пустотности, и "Дхармакая" является лишь условным общественным наименованием. Природа [этой] сути вообще не обладает ни "Дхармакаей", ни "определяющими характеристиками Дхармакаи", ни существует в основе [этих] признаков; и это является изреченным Ламой Миларепой.
    Если же оценивать посредством различных подходов, то Дхармакая обладает восемью определяющими характеристиками: равностность, глубина, вечность, единичность, подлинность, чистота, светозарность и связь с Самбхогокаей.
    "Равностная" потому, что Дхармакая всех Будд неразлична.
    "Глубокая" потому, что это трудно постичь из-за свободы от всякой деятельности .
    "Вечная" потому, что свободна от рождения и прекращения в отношении начала, конца и середины в силу того, что несоставна.
    "Единична" потому, что неразделима из-за неотличности пространственности и изначальной мудрости.
    "Подлинна" потому, что неоспорима в силу того, что две крайности умаления и возвеличивания превзойдены.
    "Чиста" потому, что свободна от пятен трех завес (затемнений, познаваемого и вхождения в невозмутимость ).
    "Светозарна" потому, что неаналитична и сосредоточена на совершенно неконцептуальном самосущем.
    "Связана с Самбхогакаей" потому, что служит основой Самбхогакаи, самой души обширнейших качеств.
    Сообразно с этим в "Высшей тантре" сказано:
    "Как без начала, без середины, нераздельную,
    Недвойственную, свободную от трех, незапятнанную, неконцептуальную, -
    Так постигает сущность сферы Дхармы
    И видит сосредоточенный йогин."
    Также в "Украшении сутр" сказано:
    "Природа тела: равностная,
    Тонкая, связанная с Самбхогакаей..."
    Самбхогакая также обладает восьмью определяющими характеристиками: окружение, поле, тело, знаки, Учение, действия, самопроизвольность и отсутствие сущности.
    Какими совместно практикующими окружен? - Единственно лишь Бодхисаттвами, пребывающими на десятом уровнях.
    Где находится поле Самбхогакаи? Оно является совершенно чистым полем-сферой.
    Посредством каких [тел проявляется] Самбхогакая? Это славный Вайрочана и прочие.
    Какими признаками обладает? Обладает тридцатью двумя лучшими телесными признаками и восьмьюдесятью соразмерностями .
    В чем заключается совершенство учения Самбхогакаи? - Единственно в Махаяне.
    Каковы же свершения действий? Предсказывать Бодхисаттвам и так далее.
    Самопроивольность - это быть свободным от усилий во всех действиях и прочем, возникая самопроизвольно, подобно монаршей драгоценности.
    Отсутствие сущности: хотя и проявляясь множеством тел и прочего, оставаться свободным от множественных сущностей, подобно окраске хрусталя.
    Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:
    "Совершенное изобилие во всех сферах
    Полностью собранное окружение; поля; признаки;
    Тела; совершенное изобильное Учение;
    Действия - этим отличается."
    Также в "Украшении прямого постижения" сказано:
    Обладатель тридцати двух признаков
    И восьмидесяти соразмерностпей. -
    Поскольку связан с вкушением Махаяны -
    Известен как Самбхогакая Святого."
    Нирманакая также обладает восьмью определяющими характеристиками: основанием, причиной, полем, временем, самотождественностью , приведением к вовлечению, приведением к зрелости и приведением к освобождению.
    Основание: Дхармакая, подобная недвижимому.
    Причина: возникает из великого сострадания, стремящегося к пользе всех существ без изъятия.
    Поля: как чистые поля, так и всестороние нечистые поля.
    Время: беспрерывный поток, пока пребывает мирское бытие.
    Самотождественность: посредством трех излучаемых форм: [форма] излучения умельца-виртуоза игры на вине и тому подобные знатоки беспримерного множества искусств; принятие [формы] излученного рождения во многочисленных низших телах - таких, как зайца и так далее; и высшие излучения - нисхождение из Тушины, вхождение в чрево... и вплоть до отбытия в Великий Покой.
    Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:
    "Как искусник, рожденный и [отбывающий]
    В нирвану великого пробуждения постоянно проявляясь,
    Излученное тело Будды -
    Это великие методы полного освобождения."
    Также в "Высшей тантре" сказано:
    "Посредством множества излученных самотождественностей происходит
    Принятие рождения ,
    Нисхождение с Тушиты(одно из Небес Мира Страстей, необходимое условие пребывания там - наличиеЧетырех Безмерных Состояний прим. spiritual),
    Вхождение в чрево, появление на свет,
    Искушенность в искусствах,
    Наслаждения в окружении супруг,
    Отречение от мира, трудности воздержания,
    Прибытие к средоточию пробуждения ,
    Победа над Марой, совершенство
    Пробуждения, [Поворот] Колеса Учения
    И отбытие в Нирвану.
    В совершенно нечистых полях
    Это показывается до тех пор, пока существует бытие."
    Приведение к вовлечению - это склонение и приведение к вовлечению заурядных мирских существ в три вида нирваны, соответствующих их типу.
    Приведение к зрелости - это делать тех, кто вступил на путь, полностью зрелыми.
    Приведение к освобождению - это делать свободными тех, кто посредством добродетели совершенно созрел, от уз бытия.
    Сообразно с этим в "Высшей тантре" сказано:
    "Причинная форма вовлечения мирских существ на путь умиротворения,
    Полной зрелости и предсказаний."
    Соответственно, это - восемь определяющих характеристик Нирманакаи."
    В "Украшении прямого постижения" сказано:
    "То, что существует, пока есть бытие,
    Множество пользы существам
    Равно принося, - то тело
    Непресекаемой протяженности является Нирманакаей Святого."
    Особенностей три: особенность равностности, особенность постоянства и особенность проявления.
    Что касается первого, особенности равностности, то Дхармакая всех Будд является равной, поскольку неотделима от основания, сферы Дхармы . Самбхогакая всех Будд является равной, поскольку неотделима от задуманного . Нирманакая всех Будд является равной, поскольку деяния являются общими. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:
    "Они равностны из-за основания,
    Задуманного и деяний."
    Особеность постоянства: Дхармакая по своей сущности является постоянной, поскольку является самой душой свободного от рождения и прекращения абсолютного. Самбхогакая является постоянной в силу протяженности, поскольку [ее] протяженность изобилия Учения лишена пресечения. Нирманакая является постоянной в своей деятельности в силу того, что хотя проявления изменяются, [она] представлена снова и снова; хотя протяженность [деятельности] в соответствии с [нуждами] потенциалов пресекается, [она] возникает неминуемо в должное время. Сообразно с этим в "Украшении сутр" сказано:
    "Сущности, непрерывной протяженности
    И протяженности постоянство."
    Особенность проявления: Дхармакая проявляется потому, что завеса познаваемого в сфере Дхармы очищена. Поскольку очищена завеса затемнений, проявляется Самбхогакая. Поскольку очищена завеса кармы, проявляется Нирманакая.
    Это была двадцатая глава, объясняющая результат - совершенное состояние Будды - из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания Драгоценности истинного Учения".

 

 

Глава 1 Глава 8 Глава 15
Глава 2 Глава 9 Глава 16
Глава 3 Глава 10 Глава 17
Глава 4 Глава 11 Глава 18
Глава 5 Глава 12 Глава 19
Глава 6 Глава 13 Глава 20
Глава 7 Глава 14 Глава 21